00:00, 22 апреля 2006 года

Бог в долгу никогда не бывает!

В канун главного праздника православного календаря на вопросы корреспондента «СП» ответил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.

- Уважаемый владыка, в последние годы очень активно идет храмовое строительство, а главное – восстанавливается кафедральный Казанский собор в Ставрополе. В какой стадии сейчас находится этот объект, как вообще удается столько возводить храмов?

- Чтобы ответить на ваш вопрос, думаю, сначала надо сказать вот о чем: каков смысл этой работы? Мы привыкли с гордостью говорить о вводе новой больницы, школы, магазина и как-то совсем забыли о том, что во все времена человечество связывало свою жизнь с храмом. Храм для верующего нередко и лечебница души, и место, где можно излить свою печаль. Редко люди несут в храм радость, хотя и такое бывает. В храме люди заключали главный союз – бракосочетания, крестили детей, сюда же несли человека, провожая в последний путь… Меня всегда даже в церковной среде удивляет такая эйфория, когда священник говорит: сегодня храм был битком набит! А мне становится грустно немного. Да, хорошо, что идут люди в церковь. И очень плохо, что храм набит битком: ведь здесь надо спокойно постоять, помолиться, осенить себя крестным знамением – и не в тесноте, доводящей до физического изнеможения. Всегда на Руси руководствовались принципом досягаемости храма пешим путем, а не так, чтобы через весь город ехать на общественном транспорте. Районный центр вроде Буденновска или Светлограда с населением в несколько десятков тысяч человек имеет всего один храм. А сколько при этом магазинов? Поликлиник? Почему же храм должен быть один?

Никогда не стесняюсь говорить с благодарностью в первую очередь о губернаторе края, председателе Госдумы края, депутатах, руководителях города Ставрополя, принявших решение о воссоздании Казанского собора. Этот собор с его совершенно уникальной колокольней – слава Ставрополя, лицо его и духовное богатство. Сегодня он возрождается в былой красоте и величии, как свидетельство духовного взросления общества, понимания со стороны власти, что не одним хлебом жив будет Ставропольский край. Хотелось бы, чтобы задумались все о посильной лепте в строительство храма.

- Такие примеры уже есть?

- Пока еще мало. А строительство идет, и боюсь, что опоздают многие эту лепту внести. И ведь как замечательно спустя годы прийти сюда с внуками и сказать: вот этот крест – наш вклад, эту икону мы подарили… Так ведь и было всегда. И навеки в летопись Ставрополья войдет твое имя, как имя благодетеля. Хотел бы напомнить молитву, которую постоянно читают в храме: «о строителях и благоукрасителях святага храма». Что может быть дороже: ваше имя возносится в церкви из века в век, перешагивая время? Мы строим новые заводы, супермаркеты – то, что имеет преходящую ценность уже в силу меняющейся, устаревающей технологии. Смотришь, через 20-30 лет уже надо сносить. Храм же чем старше, тем ценнее! Все будет уходить, а храм будет обретать все большую ценность.

- Владыка, а правда, что Казанский собор будет внутри расписан в древних традициях?

- Обязательно будет! Уже есть интересные проекты по росписи стен, по иконостасу. Хотим сделать все, чтобы был уникальный иконостас. Думаю, что и город отзовется, и край, и собор будет благоукрашен.

- В большую Ставропольскую и Владикавказскую епархию входят несколько субъектов Российской Федерации. Не всегда мы имеем информацию о своих соседях, как живут там православные верующие?

- Не везде одинаково. Например, и ныне достаточно непросто православным жителям Чечни. Обратились ко мне с просьбой прислать на Пасху священника, и мы это, конечно, сделаем. Трудно живут там люди, и для них-то как раз храм является прибежищем, где хоть немного успокоятся их мятущиеся души. Совсем иная обстановка в Северной Осетии. Это в основе своей православная республика, налицо стремление к возрождению православия в осетинском народе. Строятся храмы. А кроме того, группы священнослужителей теперь ездят по горным селам, совершают таинство крещения, проводят службы. Идет реальное распространение христанства в жизнь. Действуют два монастыря, в мужском Фиагдонском – высоко в горах – восстановлен прекрасный храм, братия ведет большую социальную работу, с наркозависимыми трудится. В женском монастыре совсем скоро откроется построенный реабилитационный центр для жертв Беслана. Так, сочетая молитву и труд, служение ближним, живут монахи в Осетии. И в Кабардино-Балкарии у нас много приходов, возрождается женский Троицкий монастырь, основанный, кстати, дочерью известного славянофила Хомякова. Причем с детским приютом, куда будем принимать всех, независимо от вероисповедания, давать им кров, пищу, образование. Недавно я встречался с президентом республики, обсуждали вопрос о строительстве собора. Я вообще считаю очень важным посещение республик епископом. Хотя мы и не светская власть, но при этом люди чувствуют, что о них помнят.

- По-моему, для многих даже важнее, чтобы вы приехали, а не какой-то политик…

- Езжу всюду, стараюсь навещать, хотя иногда в Ставрополе прихожане ропщут, но, думаю, было бы несправедливо ограничиваться только своим собором. Надо ездить, ведь епархия огромная, везде ждут. Прекрасный собор строим в Карачаево-Черкесии. Есть там у нас боль – Архыз, но, надеюсь, найдем общий язык, нечего нам делить, пена национализма, уверен, сойдет, и постепенно надо возвращаться к той тропе, которая ведет к миру и согласию.

- Недавно правительство Чеченской Республики проявило такую инициативу, что если бывшие православные жители Чечни, вынужденные уехать по известным причинам, захотят во время Пасхи посетить могилы близких, то им будет гарантирована безопасность. Как вы можете эту инициативу прокомментировать?

- Любая инициатива, исходящая от искреннего сердца, вносящая мирную струю, полезна. Однако, естественно, надо понимать и людей: многие хотели бы поехать, но они напуганы, сомневаются. Не все по силам даже правительству Чечни. Но инициатива сама по себе добрая.

- Хороший знак…

- Очень хороший. Мы не можем и дальше жить во вражде. Да, случилась беда, но если по крупному счету, как с той, так и с другой стороны простой-то народ не виноват! Мы стараемся строить добрые отношения. Храм в Грозном восстанавливается… Иногда ведь надо, даже скрепя сердце, простить друг другу обиды.

- Вы были активным участником недавнего Х Всемирного русского народного собора. Он нынче получил очень широкий общественный резонанс. Чем это можно объяснить, на ваш взгляд – тематикой?

- Да очень просто: в наши дни слишком обострены понятия политического характера, такие, как либерализм, права человека, и все это – вокруг России… Когда это прозвучало в определенной сопричастности церкви, вдруг стали это подавать как нечто сугубо церковное. Ничего подобного. Всемирный русский народный собор – это и писатели, и политики, и общественные, и религиозные деятели. Мы заговорили с учетом интересов нашего народа, с учетом нашей истории, нашей культуры, наших традиций. Почему-то некоторые, для кого понятие «либерализма ради либерализма», видимо, ценнее, закричали о наступлении на свободу и демократию. А когда они наступали на все наши ценности, топтали нашу историю, культуру, это разве можно было делать? Мы же всего лишь говорим о своем праве быть русскими – то есть быть людьми с собственной судьбой, историей. Разве мы обязаны жить по чьей-то квазилиберальной идеологии? Нет, мир многообразен, и всех причесать под одну «супер-американскую» гребенку не получится. Россия, слава Богу, имеет более чем тысячелетнюю государственность. А те, кто нам старается навязать свои идеи, свои правила общежития, не совсем справедливы. Да, надо находить точки соприкосновения, коль скоро человечество сегодня живет в условиях проникаемости, открытости, но это не означает какого-то винегрета…

- Вообще винегрет хорошее блюдо, но это же не просто какая-то мешанина…

- Да! Для того отчасти и создавался Собор, у истоков которого и мне довелось стоять, чтобы шел конструктивный общественный диалог, итогом которого стали очень сбалансированные, взвешенные документы.

- С этого года у вас появилась еще одна большая «нагрузка» – вы являетесь членом Общественной палаты при президенте России. Не могу не спросить, как там у вас идут дела, чем приходится заниматься.

- Я вхожу в комиссию по толерантности и свободе совести, возглавляю религиозную секцию, объединяющую представителей всех традиционных конфессиий. Вхожу также в комиссию по международным делам, где со мной часто советуются. Мнение мое таково: Общественной палате не нужно пытаться подменить собою чуть ли не всех и вся. Нельзя заниматься не своим делом. На последнем пленарном заседании шла речь о ксенофобии, и я говорил, в частности, о том, что мы не можем подменять правоохранительные органы, не должны оперировать понятиями «наказать», «запретить» и т. д. Общественная палата должна формировать климат! Основной ее смысл не только в официально провозглашаемых экспертизе законов, «мосте между обществом и государством», но в создании мирного, согласованного бытия. Дискуссии порой проходят весьма остро, но постепенно палата набирает обороты. Главное – найти правильный вектор поведения.

- Вы для себя обозначили какие-то первостепенные вопросы на ближайшее будущее?

- По моей инициативе в середине мая в Ессентуках пройдут слушания Общественной палаты по теме «Этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе». Приедут представители Совета Федерации, Государственной Думы, ученые, аналитики. Это будет серьезное событие. Готовится большой всероссийский форум по здоровью нации, я вошел в его рабочую группу и намерен отстаивать интересы Кавказских Минеральных Вод. Надо наконец понять, что здоровье нации не где-то в Турции и Эмиратах, там идет нередко растранжиривание денег, как раз губительное для здоровья. А Кавминводы – Богом данный райский уголок, где можно оздоравливать огромное количество людей. Но для этого надо вкладывать средства. За это и буду биться в обсуждении национального проекта. Что получится – не знаю, но пытаться надо! Словом, направлений много.

- Владыка, мы находимся в преддверии Пасхи, большого события в жизни православных. Оно всегда связывается с какой-то благотворительной деятельностью. Сама церковь много делает в социальном служении, а вот как других на это подвигнуть?

- Не устаю повторять простую вещь: когда ты сыт или имеешь достаток, и если чувствуешь себя нормальным человеком, оглянись и посмотри: кто вокруг тебя. Старенькая бабушка с маленькой пенсией? Навести ее, не думай, как она на тебя когда-то по-стариковски ворчала. Порадуй ее добрым пасхальным гостинцем! И ты получишь больше, чем дашь – и от бабушки, и от Бога. Запомните: Бог в долгу никогда не бывает! Сколько сейчас ребятишек бездомных. Не давай беспризорному пацану подзатыльник или рубль, на который он себе пива купит, а наберись смелости, позови в дом, накорми… Пойдите в детский дом. А как у нас ютится вместе с Иоанно-Мариинским монастырем краевая психбольница? Знаете, мне стыдно за власть, которая держит в таком состоянии этих несчастных душевнобольных! Нередко к ним вообще некому прийти. Надо и к ним проявить любовь, как и к находящимся в заключении. Чтобы и у них была Пасха! Поделись, и Бог будет делиться с тобой.

- Мне кажется, не каждый способен сам по себе пойти туда. Нужны, наверное, какие-то организации…

- Приходите к нам в храмы. У нас в приходах все приношения аккумулируются, а потом развозятся по больницам, детским домам, приютам. Поверьте, ваша помощь обязательно попадет туда, куда нужно. Церковь намерена и впредь благотворительность расширять. Причем, благотворительность – это не только кусок хлеба, это – маленький росток любви, который прорастает в сердцах, особенно детских, и начинает приносить свои плоды. Добро, посеянное в куличе, в пасхе, в ласковом слове, возвращается в будущем хорошим, добрым человеком, каким вырастет этот ребенок.

- Владыка, вы в Пасхальные дни будете проводить большие продолжительные службы, как, впрочем, и в иные праздники. А удается самому как-то отметить праздник, может быть, в кругу друзей?

- Практически не получается. Крест епископства не исключает, но в какой-то степени сужает возможности личной жизни. Но мне радостно проводить торжественные дни в храме - со своей паствой!