00:00, 18 апреля 2006 года

Александр Черногоров: Нам не привыкать распутывать узлы

Честно сказать, уже привык к тому, что у многих наших граждан слово «чиновник» вызывает реакцию сродни аллергической.

Не буду много говорить о том, что работа государственного служащего, в каком бы ранге он ни был, трудна и сложна; требует не только профессиональных знаний, но и дисциплины, ответственности. Что чиновники, так же как хлеборобы, врачи, учителя, журналисты, представители иных профессий – это люди с разными характерами и разной профессиональной подготовкой, с разным уровнем моральной этики.

Но более всего неприятна тенденция разделения: вот - власть, а вот - народ. Одни плохие и всегда виноватые, другие хорошие и правые. Что же касается упомянутой мною статьи, то в ней еще проглядывает и желание столкнуть корыстолюбивого чиновника и трудолюбивого земледельца, который вопреки всем препонам и рогаткам дело делает, пашет, сеет, боронит.

Мне такое разделение тем болезненнее, что сам я выходец из села. Знаю, что такое сельский труд, не только ценю, но и кое-что в нем понимаю. До сих пор могу сам вывести в поле комбайн и поработать на нем всласть. Конечно, скажет кто-то, ради забавы можно раз в год позволить себе такой вот выход в народ. Но в том-то и дело, что и сам я, и мои коллеги по аграрному комплексу не выходят «в народ», а ощущают себя частью его. Все беды и сложности, связанные с работой этой действительно очень непросто существующей отрасли, мы знаем. И, насколько возможно, стараемся на всех уровнях, вплоть до президента, озвучивать проблемы земледельцев Ставрополья.

Такую политику проводят многие руководители регионов. Есть основания полагать, что именно такого рода усилия и привели к появлению национального проекта «Развитие АПК», еще раз подтвердив приоритетность сельского хозяйства в жизни страны. В качестве главных направлений работы определены развитие животноводства и поддержка малых форм хозяйствования. Возникает вопрос: а почему именно животноводство? (На эти цели выделено 34,9 млрд. рублей).

В общем плане – понятно. В большинстве стран с развитым аграрным сектором в процентном отношении животноводство доминирует над растениеводством. Но ведь в России все наоборот. И у нас в крае тоже. За этот перекос я как губернатор продолжаю получать тычки от прессы и справа, и слева. Думаю, не стоит в который раз объяснять, что в годы реформирования большая часть крупных животноводческих ферм была разорена и скот пошел под нож. Восстановить отрасль очень непросто, нужны десяки лет. Но тенденцию на ее подъем, стабилизацию мы держим. А собирая рекордные урожаи, мы имеем уникальную возможность найти сбыт зерна внутри региона. Ведь именно фураж – кормовая основа и для крупного рогатого скота, и для свиней, и для птицы. К тому же хозяйства, где сумели выстроить и ввести в строй собственные перерабатывающие предприятия, продают уже не сырец-зерно, а хлебные караваи, макаронные изделия, крупы, на который спрос был и есть всегда.

Недавно мне довелось познакомиться с итогами работы за 2005 год коллектива колхоза имени Ворошилова Новоалександровского района. Представьте, по сравнению с 2004 г., производство валовой продукции у них стало на 14% выше. Здесь увеличилось производство молока, а привес свиней вырос … на 254 процента. Заметьте – это произошло в хозяйстве в первую очередь растениеводческом. Значит, если подходить к делу по-умному, с умением и за сегодняшними проблемами видеть завтрашний день, можно работать вполне рентабельно. И ведь это хозяйство у нас не единственное. Знаю, что пока расклад сил проблемный. Каждое пятое хозяйство в крае убыточное. Но, уверен, перспектива у нас есть. Со своей стороны, краевые власти сделают все, чтобы помочь сельским труженикам, желающим, встать на ноги.

В нынешнем году мы не намерены урезать зерновой клин: будем работать в расчете на добрый результат, как это и было в предыдущие «хлебные» года. И еще на то, что хлеборобы сумеют распорядиться урожаем по-хозяйски, рачительно.

Недавно мне довелось побывать в Венгрии с деловым визитом, где встречался с практиками, предпринимателями, с главой государства.

Все встречи, которые произошли в дружественной стране, в очередной раз уверили меня: будущее за крупным производством сельскохозяйственной продукции. Как в растениеводстве, так и в животноводстве. Скажу больше, у нас уже есть договоренности о поставке в край животных элитных пород и организации крупных животноводческих комплексов.

В общем и целом посевную климатическую ситуацию на Ставрополье можно назвать благоприятной. Теперь все или, скажем так, почти все зависит от хлеборобов. От их знаний, умения разумно использовать каждый погожий час - наконец, от присущей только нашим людям сметки - быстро привести в действие «капризничающую» технику, использовать необходимый маневр, чтобы ни одна «невспаханная полоса» не резала глаз.

Земледельцам края этой весной предстоит выполнить большой объем работ. Всего запланировано посеять 970 тыс. га, в том числе зерновых 321 тыс. га, технических почти – 400 тыс. га. Боронование озимых необходимо провести на площади 623 тыс. га, вспашку раннего пара - на 270 тыс. га. Всего в 2006 году во всех категориях хозяйств прогнозируется иметь 2761,1 тыс. га посевов сельхозкультур, из них 1,9 млн. га - зерновых.

В течение многих лет я слышу одни и те же реплики со стороны некоторых «знатоков» сельского хозяйства, мол, зачем мы так много сеем, если все равно не можем взять за выращенный хлеб достойную цену?! В разное время и с разной степенью подробности я уже отвечал на этот вопрос, повторяться не буду, скажу лишь, что президентом страны Владимиром Путиным поставлена задача увеличения производства зерна с нынешних 70-80 млн. тонн до 130-140 млн. И её надо выполнять. А теперь об особенностях этого года.

По прогнозам ученых, в связи с беспрецедентно морозной зимой сев в большинстве регионов страны осложнен. Вымерзла значительная часть озимых. Полный ущерб от зимней стихии в стране сейчас оценивается в 25,4 млрд. рублей. Залита паводковыми водами Европа.

В этой ситуации только слепой да глухой не видит, не понимает, что хлеб в России будет востребован. Наш – в том числе.

Одно огорчает: не очень веселыми прогнозами продолжают снабжать синоптики и нас. Дескать, вместе с соседними регионами мы попадаем в пики половодья: подтопление низинных прибрежных участков коснется и нас. Однако пока ставропольским хлеборобам природа «способствует». По оценкам ученых, состояние посевов на всей площади - а это 1,7 миллиона гектаров - хорошее и удовлетворительное. В отличие от соседей-краснодарцев, у которых погибло много фруктовых садов и виноградников, у нас положение несколько лучше. Виноградники тоже пострадали, но не так сильно. Спас редкий для наших бесснежных и ветреных мест обильный снежный покров. И все же, по подсчетам, погибло 38 тысяч га озимых. Это значит, что ремонт озимого поля все равно необходим.

Сегодня нужно принять все необходимые меры по восстановлению погибших посевов и своевременной весенней прикорневой подкормке и боронованию.

Очень важно вовремя провести ряд агрохимических мероприятий, таких как первая азотная подкормка озимых зерновых культур на площади 680 тыс. га, припосевное внесение минеральных туков при посеве яровых зерновых культур на 210 тыс. га, при севе технических культур на 140 тыс. га, кормовых на орошении – на 28 тыс. га. Кроме того, планируется заправить паровой клин урожая 2007 года на площади 50 тыс. га и внести удобрения под картофель, овощные, бахчевые культуры на 7,5 тыс. га, провести некорневую подкормку озимой пшеницы на «силу» зерна на 90 тыс. га.

По поводу этого действительно, важнейшего мероприятия мне пришлось прочитать массу «небывальщины». В последнее время, например, активно муссируется мысль о том, что мы у себя в стране вырабатываем огромное количество удобрений только для того, чтобы затем вывезти их заграницу и там выгодно продать. А наше отечественное земледелие «загибается» от «недоедания» и «недофинансирования». Не буду повторять чужие ошибки и говорить обо всех сразу. Скажу, что знаю.

Мы в крае понимали, что для выполнения регенерирующего комплекса агрохимических мероприятий потребуется не менее 55,4 тыс. тонн минеральных туков (в пересчете на действующее вещество), в том числе для проведения наиболее масштабного мероприятия – ранневесенней подкормки озимых – 27 тыс. тонн азотных удобрений.

Задолго до начала сева министерство сельского хозяйства Ставропольского края предприняло необходимые меры. С ведущей минерально-химической компанией ЗАО «ЕвроХим» было заключено соглашение на поставку в край 40 тыс. тонн аммиачной селитры, 10 тыс. тонн карбамидно-аммиачной смеси (КАС), 5 тыс. тонн карбамида и 6 тыс. тонн нитрофоски. Тесное сотрудничество было налажено и с другой ведущей агрохимической компанией «Фосагро».

Все это позволило обеспечить накопление азотных удобрений в количестве 50 тыс. тонн, что вполне достаточно для проведения азотной подкормки на площади 454 тыс. га. В крае уже идет завоз минеральных удобрений и накопление средств защиты растений. Кроме того, краевым бюджетом выделены средства в сумме более 20 млн. рублей для закупки препаратов по борьбе с особо опасными вредителями растений.

Для проведения весеннего сева сельскохозяйственным товаропроизводителям края всех форм собственности требуется 46,6 тыс. тонн семян яровых зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы). На сельхозпредприятиях заготовлено 95,6% (к потребности) кондиционных семян. В качестве страхового фонда зарезервированы яровой ячмень и пшеница (для районов, пострадавших от стихии).

В народе правильно говорят – от дурного семени не жди доброго племени. Выигрывают те хозяйства, которые ведут скрупулезную селекционную работу. Те, кто не пытается выгадать лишнюю копейку, покупая самый дешевый семенной товар, подходят к его отбору по-хозяйски толково. Так, у хлеборобов колхоза «Луч» Новоселицкого района только озимая пшеница на участках размножения была 24 сортов. Хозяйство и себя сполна обеспечило доброкачественным зерном, и потребителям сумело продать более 500 тонн ярового ячменя, а к этому – семена многих других культур, оставленных для реализации. К слову сказать, спрос на семенной фонд здесь намного перекрывает предложение. Потому что на самый серьезный уровень поставлено сортоиспытание.

В паспорте каждого из сортов даются исчерпывающие рекомендации, как размещать посевы, как за ними ухаживать. Причем каждая партия семян дважды, а то и трижды проходит строгую проверку в районной семенной инспекции. Зато и хлеборобы уверены: такие семена дадут добрые всходы. И в том, что последние годы Новоселицкий район имеет стабильные результаты в получении высоких урожаев высококлассных сортов озимой пшеницы, большая заслуга коллектива семеноводческого колхоза «Луч ».

Для выполнения всего объема посевных работ сельскохозяйственные товаропроизводители края имеют в своём распоряжении более 22,5 тысячи тракторов, в том числе 2460 энергонасыщенных, свыше 9 тысяч грузовых автомобилей, 6091 зерноуборочный комбайн и другую сельскохозяйственную технику. Обеспеченность ею от норматива составляет от 60 до 90 процентов. При этом следует признать, что более 80 процентов сельскохозяйственных машин отработали свои амортизационные сроки. Так что нагрузки на сельскохозяйственную технику значительно возросли. Особенно на зерноуборочные комбайны. В этом году она составит 208 га на условный комбайн (при нормативе 120 га). Сегодня готовность техники и её ремонт становятся важнейшей стратегической задачей.

Пока в принципе люди делают невозможное. На таких «железных конях», какие находятся в распоряжении наших механизаторов, не очень-то «соберешь, посеешь и вспашешь». Знай посматривай, как бы по пути такая «рукотворная» техника не растеряла запчасти, все по одной.

Не без боли думал я об этом, когда осматривал прекрасные современные образцы сельхозмашин в Венгрии. Одно успокаивало: придет время, и наш крестьянин будет иметь для работы удобные и мощные агрегаты. Ведь как ни трудно, а понемногу хозяйства приобретают дорогостоящую технику. Помню, как ОАО «Медвеженское» Красногвардейского района, где генеральным директором Татьяна Кель, первое в крае приобрело два импортных трактора и набор из девяти машин. Прежде чем совершить покупку, специалисты хозяйства все тщательно подсчитали. При мощности примерно вдвое большей, чем отечественный образец, заграничный меньше тратит горючего - по нашим условиям - фактор очень важный. Ведь именно из-за неконтролируемых цен на ГСМ труженик-хлебороб из года в год не может выбраться из долгов.

Сегодня всем понятно: успеха в отрасли можно достигнуть только при условии ритмичных и стабильных поставок ГСМ. Но о каком накоплении нефтепродуктов можно говорить, если цены на них постоянно растут, намного опережая официальный уровень инфляции в стране. Оптовая стоимость тонны дизельного топлива с января месяца текущего года возросла с 14,5 до 16,5 тыс. рублей, а тонны бензина с 14,7 до 16,3 тыс. рублей. А стоимость тонны пшеницы третьего класса осталась на прежнем уровне в 3000 рублей. То есть за тонну солярки уже нужно отдать 5,5 тонны зерна, сбор почти с двух гектаров посевов. Как видно, диспаритет цен огромен. Хозяйства практически выдохлись, стараясь остаться на плаву, а закредитованность их такова, что банки отказываются выдавать деньги даже на жизненно важные нужды.

Все это мы понимаем. Используя весь комплекс имеющихся мер, помогаем хлеборобам. Наученные горьким опытом предшествующих лет, мы опять ждем сезонного повышения цен. Плановая потребность хозяйств в ГСМ на проведение весенне-полевых работ (март-май) составляет 53,9 тыс. тонн дизельного топлива и 14,6 тыс. тонн бензина А-76. На начало года мы получили сумму в 1 миллиард 3 миллиона рублей. При нынешней стоимости топлива она выросла до 1 миллиарда 127 миллионов рублей. А из федерального в бюджете на компенсацию сельхозтоваропроизводителям затрат на приобретение ГСМ для проведения весенних полевых работ предусмотрено всего 211,5 млн. рублей.

Вот такую загадку в очередной раз задает нам жизнь. Но нам не привыкать распутывать самые запутанные узлы. Думаю, и в этот раз сумеем. Как-никак сельскохозяйственная отрасль нынче – в числе национальных приоритетов.

(Соб. инф.).