00:00, 7 апреля 2006 года

Я - то, что я могу!

До семи лет она росла, как все здоровые дети: видела солнце, небо, птичек… И вдруг началось серьезное прогрессирующее заболевание глаз. Неимоверные попытки родителей спасти зрение ребенка, бесконечная череда поездок в Москву, Питер, в одесскую клинику Филатова, операция за операцией и… Непоправимое все же случилось. Лена перестала видеть. Ну разве только едва-едва различает оттенки света и тьмы, да ведь и это благо… В какой-то момент, глядя на ее изящную фигурку, уверенную походку, я вдруг поняла, что передо мной личность феноменальная.

Елена Лиханос – студентка пятого курса экономического факультета Ставропольского агрономического университета, без пяти минут специалист в области муниципального государственного управления. Все годы она училась на «отлично», а прежде с золотой медалью закончила школу. Однако ее феномен заключается в другом. Ничего героического она в своей ситуации не видит. Даже размышления на тему «преодоления судьбы» ей кажутся тривиальными: «Большинство человеческих проблем, - сказала она, - простой логикой не решаются». Полноценной студенческой жизнью Лена живет потому, что «если не зацикливаться на своих бедах, все в жизни получается легче, будто само собой». Это и есть маленький секрет, почему она «приобретает», а некто капризный, которому «все дано», с неизбежностью теряет… Но у всякой силы должен быть первоначальный источник.

Когда стало ясно, что маленькой девочке с этим недугом жить, родители принялись искать выход. В таких случаях, как правило, детей отдают в специализированные интернаты, где они проходят необходимое обучение, получают школьное образование и особые навыки жизни. Но ни Татьяна Федоровна, мама Лены, ни Виктор Анатольевич, ее папа, не решились на такой шаг – отдать свою крошку в казенное заведение, в чужие руки. Только любящая заботливая семья, считали они, даст Лене отвагу жить на белом свете, научит видеть мир зоркими внутренними глазами. За будущее своей дочери они решили бороться самостоятельно.

Первые три года Лена проходила школьную программу дома. Учебные тексты ей читали родители, любимая старшая сестра Оля, бабушка, тетя… Все очень добрые, ласковые, спокойные и, как ее мама, - врачи, настоящая семейная династия. А вскоре в ее жизни появился еще один светлый человек, учитель Иван Данилович Труфан, обучивший прилежную школьницу чтению по системе Брайля. Эти брайлевские книги, огромные тяжелые фолианты, родители много лет возили из армавирского интерната в Ставрополь. Один учебник мог излагаться в нескольких томах, но зато как все радовались, когда Лена научилась бегло читать… И однажды они поняли, что нельзя больше держать свою девочку в четырех стенах, надо шагнуть в большой мир. Так Лена стала ходить в обычную общеобразовательную школу, дружить с детьми, играть, радоваться, мечтать.

Мы часто жалуемся на то, как трудно жить в кризисные времена, в эпоху изнурительных перемен. Этот исторический аргумент превратился даже в ширму, за которой хочется спрятаться и отсидеться. Коррупция, преступность, жестокость – а что же вы хотите, видите, что происходит вокруг? Что ж, происходит… Только если одни безжалостно бросают своих детей, другие в это же «трудное время» жизнь свою отдадут, чтобы спасти их и сохранить. Все зависит от людей, буквально от каждого из нас. Мир Лены – это хорошая страна Россия, какой она и должна быть по своей светлой природе, где люди друг другу - братья и сестры. Преподаватель Иван Труфан, ныне пенсионер, окруженный своими детьми и внуками, сам незрячий, но стольким людям давший в жизни свет. Или директор краевой библиотеки ВОС Таисия Загребельная: она предоставила Елене в аренду специальные приспособления для работы на компьютере – брайлевский принтер и дисплей, иначе Лена не смогла бы учиться, тем более на круглые пятерки. А без Павла Рябова и Алексея Староверова, которые обучили ее достаточно сложной системе владения этим компьютером, она не смогла бы двигаться дальше. Работающий на одном из предприятий ВОС Александр Голь, заметив как-то, что Лена неплохо поет, увлек ее идеей войти в ставропольскую команду для участия в общероссийской акции КИСИ: что-то вроде веселого КВН. И Лена действительно участвовала, ездила в Пятигорск – событие для нее немалое. Собственно, все люди, окружающие Лену в жизни, не просто хорошие и добрые, они – созидательная реальность, и когда она радуется, что «у нее замечательная группа и отличные преподаватели», Лена говорит не только о настоящем, но и о будущем. И уж, конечно, «созидательная реальность» - ее «золотая семья». Безграничное доверие к родителям переросло в доверие к самой себе, в спасительное чувство надежды. Если эти благоприобретенные качества перевести на язык психологических формул, мы узнаем, как создавалась личность Лены: «Я - то, чему я научилась», «Я - то, что я могу», «Я - то, что я буду!»..

* * *

Сегодня наша героиня еще студентка. Она самостоятельно занимается шейпингом, научилась делать шпагат и с увлечением болеет за олимпийскую команду России… Завтра же, получив университетский диплом (можно не сомневаться, - красный), Елена Лиханос, возможно, будет работать в сфере социальной защиты. По крайней мере так со своим руководителем она определила тему будущего диплома. Видя, что я ей сопереживаю, Лена успокаивала меня: «Да вы за нас, молодых, не волнуйтесь. Нам даже легче, чем вам: новую жизнь просто-напросто не с чем сравнивать. Это наш мир, наша совсем еще молодая страна… Будем надеяться и верить, что хорошие времена не только позади…»