00:00, 28 марта 2006 года

Кто «заказал» госзаказ?


Брак по расчету

В частности, главврачи тогда утверждали, что закупленные компьютеры малопригодны для нужд медицины, а реализация проекта сильно отстает от запланированных сроков. Руководитель же комитета Ф.Бармин всю вину валил на медиков, которые, мол, не забирают товар со склада. Теперь компьютеры в лечебных учреждениях установлены. Однако до сдачи корпоративной системы в том виде, в каком ее изначально планировали, очень далеко. Нужно еще прокладывать локальные вычислительные сети, ставить сетевое оборудование, которое объединит все «умные» машины на едином информационном поле. Сильно ли отстали от графика? Судите сами. Срок реализации проекта обозначен октябрем 2005 года. А на дворе - конец марта 2006-го.

Краевой минздрав направил официальное письмо в адрес недисциплинированного исполнителя госзаказа – столичного ЗАО «КРОК инкорпорейтед» - с требованием объяснить причины волокиты и угрозой «обратиться в суд в установленном законом порядке», если ситуация не изменится. Ведь почти четверть суммы, выделенной на компьютеризацию больниц, по данным минздрава, «зависла»: до сих пор не выполнены работы по прокладке вышеупомянутых локальных вычислительных сетей и монтажу сетевого оборудования - на 7 млн. 772 тыс. рублей.

- Надо ж связать оборудование с «центральной станцией», чтоб система заработала, - сообщил в телефонной беседе главный врач краевого кардиодиспансера В.Ващенко. - До нового года здесь у нас возились-возились, дрелили-дрелили, повесили провода, и все. Ушли. Еще как будто какие-то деньги нужны. Вопрос этот не ко мне. Это ж централизованные закупки. Я так понимаю, к нам должна была прийти команда специалистов, установить оборудование и сдать нам «под ключ».

Краевому эндокринологическому диспансеру, если можно так сказать, повезло больше других. Локальная сеть здесь уже смонтирована. Но, естественно, не работает «в отдельно взятом государстве». Поэтому компьютеры по-прежнему используются в автономном режиме. Из 12 новых принтеров 10 уже простаивают: картриджи оказались «одноразовыми». Заправить их невозможно, сие не предусмотрено технологически. А ведь, как пояснила главный врач диспансера Е.Славицкая, больных сахарным диабетом только в Ставрополе около 7 тыс., а в целом по краю – 53 тыс. человек, и каждый день надо распечатывать до 200 рецептов, не считая прочей нагрузки на принтер. И надо сказать, что вопрос замены картриджей встал во весь рост не только перед эндо-кринологами. Дополнительных средств на расходные материалы не выделено, а собственные бюджеты, хоть и пополняемые частично за счет оказания хозрасчетных услуг, у большинства медучреждений весьма скудны.

– Я знаю, что наш главный бухгалтер недоволен, говорит, катриджи для принтеров не заправляются, а покупать новые дорого, - сказал главврач краевого клинического перинатального центра (проще говоря, роддома – Л.К.) А.Коликов.

И еще. Программный продукт приобретен унифицированный для всех лечебных учреждений края. Специфика же у каждой больницы своя, а никакой индивидуальной подгонки под «местные» особенности не предусмотрено. В связи с этим, например, в краевой больнице сегодня работают над созданием собственной программы. Но этому медучреждению подобное все же по силам, здесь действует собственный центр информационных технологий, располагающий нужными специалистами. Как другие будут выходить из положения, вопрос открытый.

В документе, которым минздрав итожит сделанное «КРОК инкорпорейтед» (наша газета делала соответствующий запрос), сказано, что согласно заключенным контрактам в прошлом году компьютерным оборудованием оснащены 107 лечебных учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования. И далее осторожное - «в целом техника соответствует заявленным требованиям». Вот только «принтер модели «Lexmark E 230» является крайне дорогостоящим в обслуживании, наблюдается неустойчивая работа системных блоков с данными принтерами, в комплекте отсутствуют интерфейсные шнуры. … Поставщиком не предоставлены документы в обоснование продления сроков выполнения обязательств по прокладке сетей».

Как «сватали»

Как здесь не вспомнить Козьму Пруткова с его фразой «Зри в корень!» и не конкретизировать его в отношении сложившихся обстоятельств: а по какому вообще принципу выбирал поставщика организатор конкурса - краевой комитет по печати, связи и информатизации? Любопытно, что конкурс проводился дважды. В первый раз - минздравом края. Но тогда никто из претендентов «экзамен не сдал», в том числе и «КРОК». Во второй раз банковал комитет Ф.Бармина и столичная фирма победила-таки: ее характеристики точнехонько «вписались» в условия конкурса (или наоборот?). Жирный кусок – госзаказ стоимостью 37 млн. рублей – прошел, естественно, мимо краевых предприятий, работающих на данном товарном рынке. Да их никто и не планировал подпускать к бюджетным деньгам. Москвичам опять «повезло».

Проверка, устроенная краевым комитетом по государственному заказу и ценовой политике, показала, что тендер был проведен с серьезными нарушениями. Даже с правилами игры участников познакомить не посчитали нужным. В извещении о проведении конкурса отсутствовала информация о виде и количестве поставляемой продукции, местах и сроках поставки, требованиях к участникам, а в самой конкурсной документации не фигурировал полный список работ, которые должны быть выполнены. Вот вывод специалиста, который делал проверку: «Отсутствие предмета закупки, способа применения оценочных критериев, на основании которых определился победитель, дает основание признать конкурс незаконным». Подобные выводы официального ведомства могли бы стать основанием для иска в суд от претендентов, проигравших конкурс.

К слову, желающих участвовать в конкурсе было много, но документы были приняты только от троих. С представителем одной из этих фирм, который просил его не называть, удалось поговорить. Вот только некоторые сведения, полученные из этого источника. Один из участников конкурса - ЗАО «Эр-Стайл» (Москва) по оборотному капиталу и другим параметрам мог составить достойную конкуренцию «КРОКу», более того, имеет два собственных завода по производству компьютерной техники. О том, что требования к участникам конкурса были предъявлены явно завышенные, можно судить по ситуации с этой фирмой. «Эр-Стайл» своим бывшим филиалам (таковые есть во всех столицах федеральных округов) дал юридическую самостоятельность. В том числе и южному, находящемуся в Ростове-на-Дону. Так вот даже это крупнейшее предприятие по финансовым характеристикам не могло претендовать на победу. Поэтому заявку подал сам холдинг - только так, с подключением всей «тяжелой артиллерии», и можно было «соответствовать». Ставропольские фирмы отсекались от тендера безнадежно. По технике, по мнению моего собеседника, все более или менее было понятно. А вот что касается сетей – «вопрос пикантный». Дело в том, что конкурсная документация, кроме перечня лечебных учреждений и количества рабочих мест, которые должны быть в них созданы, не содержала больше ничего. Ни плана помещений, где оборудование будет стоять, ни характеристики стен (капитальные или гипсокартон) , ведь это все не мелочи, а те обстоятельства, которые влияют на цену вопроса. Усредненные показатели, отсутствие схем и чертежей – все это неизбежно должно было сказаться и на качестве выполнения заказа, и на сроках, что, собственно, и случилось. Как видим, выводы полностью совпадают с теми, что сделал проверяющий из комитета по госзаказу и ценовой политике, проводивший ревизию конкурсной документации.

За 33 млн. рублей готова была выполнить работу фирма «НИИ-Шанс» (Санкт-Петербург), за 30,5 млн. рублей – «КРОК». Самую лучшую цену предложил «Эр-Стайл» - 27 млн. рублей. Почему же не победил в конкурсе? Вопрос остается открытым. Претенденты хоть и интересовались, как пояснил источник, спецификацией и ценами конкурентов при вскрытии конвертов с предложениями, однако их просьбе не вняли и огласили лишь самые общие сведения, не назвав даже торговых марок предлагаемой техники.

Да и ставропольчан, как выясняется, можно было бы привлечь к выполнению госзаказа при условии, если разбить тот на несколько лотов меньшей стоимости. И краевому бизнесу хорошо, и казне, куда поступили бы налоги с полученной им прибыли. К сожалению, организаторы конкурса руководствовались, судя по всему, иными соображениями. Зато у минздрава с этой фирмой завязался почтовый «роман», конца которому пока не видно. А страдают те, кого решили осчастливить всеобщей информатизацией отрасли – больницы и их пациенты.

Что думает о судьбе медицинского госзаказа сам Ф.Бармин, сыгравший в рамках данного тендера роль «свахи»? «Наши полномочия, - говорит он, - закончились после проведения конкурса и определения его победителя. Далее вступил в действие государственный контракт, утверждающий двухстороннюю сделку между госзаказчиком (мин-здравом. – Л.К.) и поставщиком. – А взялись мы за выполнение работы, потому что нас попросили сделать это как специалистов в области информационных технологий. Благодаря нашему вмешательству удалось снизить цену вопроса почти на 7 млн. рублей. Наш победитель взялся за работу за 30,5 млн. рублей (изначально, как уже было сказано, выделялось 37 млн. рублей). На сэкономленные деньги (вышеупомянутые 7 млн. рублей. – Л.К.) губернатором было принято решение закупить дополнительное сетевое оборудование для тех же лечебно-профилактических учреждений. Нужен был и техпроект для создания общей информатизационной системы, в которую войдут все лечебные учреждения. Бюджетом средства на эти цели выделены не были. Наш же победитель взялся выполнить работу бесплатно, хотя это и недешево, - от 3 до 5 млн. рублей в целом по краю. Я считаю это большим достижением».

«Большое достижение» выглядит, по меньшей мере, странно, ведь на дворе рынок, а не социализм. Фирме нужно думать о прибыли, а она, по словам Ф. Бармина, «дарит» краю миллионы! С чего бы это?

А чтобы принтеры не выходили из строя, по мнению чиновника, просто «необходимо наладить контроль за целевым использованием техники».

Далее Ф.Бармин заявил, что с выводами специалиста по госзаказу и ценовой политике о незаконности проведенного конкурса не согласен. Документ, который наша редакция получила в ответ на официальный запрос, не подписан руководителем ведомства, потому не считает его официальным. Вот так.

Черная дыра

Приведем еще одну точку зрения, которая также имеет право на жизнь, пусть и не облечена чиновной властью. Изысканные мною консультанты сказали, что вообще-то проданные «КРОКом» лазерные принтеры и запасные части к ним – редкие, как правило, гости на складах в Ставрополе. Товар уж больно неходовой. Коммерческие структуры брать его не хотят, потому что деньги считать умеют. В эксплуатации техника сложна и нерентабельна. Зато у госучреждений, как показывает практика, такая техника пользуется популярностью. Почему? За нее, очевидно, дают большее вознаграждение, а точнее, откат, это слово, полагаю, более понятно широкой публике. А что касается заявки-спецификации, в которой должно быть подробно изложено, какое же оборудование необходимо медикам, с какими параметрами и техническими особенностями, то она так расплывчата и маловнятна, что не выдерживает никакой критики. Особенно в части серверной техники: сплошная «черная дыра», можно купить по предложенному списку на 100 тысяч рублей, а можно и на три миллиона...

На официальный запрос редакции минздрав после долгих переговоров прислал нам список реально закупленной и поставленной медикам техники. Но… в самом списке ни по одной позиции цена не указана. Есть перечисление обрудования и общая сумма закупки. Сложно по столь скудной информации судить, насколько оправданные принимались решения в каждом отдельно взятом случае…

Недавно принят новый федеральный закон о госзаказе, которым прописана процедура более жесткая в отношении того, кто отвечает за поиск поставщика. Например, теперь участникам конкурса предоставляется право при подведении итогов вести аудио- и видеозапись, соответственно больше возможностей бороться за свои нарушенные права. Жизнь сама потребовала нового законодательства, уж больно круто чиновники всех уровней в отношении госзаказа пользуются своей властью.