Служим искусству и зрителю!
Поистине с первых дней существования театр в Ставрополе взял на себя благородную миссию форпоста русской культуры. И вот уже более полутора веков с честью выполняет это предназначение. История и современность – тема предъюбилейного интервью с директором театра заслуженным работником культуры РФ Евгением Луганским.
- Евгений Иванович, в дни юбилеев принято немного оглядываться назад, подводить своеобразные итоги пережитому. На ваш взгляд, какие страницы биографии театра можно назвать самыми яркими, значимыми, запоминающимися?
- Признаюсь, сам сделал для себя немало интересных открытий, изучая историю родного театра по старым газетам, архив-ным документам, афишам, отразившим репертуар разных эпох. Биография увлекательная, богатейшая. А страницы в ней были очень разные, случались и взлеты, и провалы - как и бывает в жизни творческого коллектива… Первые ставропольские антрепренеры набирали труппы по городам России, новые спектакли ставились чуть ли не по два в неделю!.. Главной же отличительной чертой нашего театра с первых лет была его доступность самым широким слоям, и таким он остается до сих пор. Да ведь и появился театр не случайно – он был нужен, созрела такая необходимость. И не только потому, что пошла мода на театры, а появился в городе тот культурный слой, к которому и был обращен театр, – интеллигенция, купцы, чиновники, грамотные служащие.
Если говорить о значимых страницах, то здесь следует назвать и строительство новых зданий театра, сначала в 1910-1914, потом – в 1965 году - и период войны, эвакуации труппы в Сибирь, и присвоение театру имени Лермонтова в 1964-м, и награждение орденом «Знак Почета» в 1971-м, и обретение в 1995-м высокого, ко многому обязывающего звания академического.
- За столь большую жизнь, конечно, накоплены собственные традиции…
- Во все времена театр славился хорошей труппой, и, видимо, та закваска и «держит» театр вот уже 160 лет. Наши режиссеры и актеры всегда чувствовали своего зрителя, понимали, что именно ему сейчас нужно. Эти творческие традиции поддерживаются многими поколениями. Театр всегда отличался высокой нравственной позицией русского психологического театра, где артисты про-жи-ва-ют каждую роль! У нас просто так на сцену не выйдешь и зрителя не обманешь. Почему и тянутся к нам люди даже в суровые зимние вечера.
- Каково, на ваш взгляд, предназначение театра в наши дни, в новых, будем говорить, социально-экономических условиях?
- Меняющееся время ставит новые задачи. Сегодня театру как никогда важно нести со сцены добро, любовь, покаяние. Зрителю надоело видеть окружающий со всех сторон поток негатива, пресловутой чернухи. Театр, как сказал кто-то из великих, это кафедра, с которой можно показать миру много добра. Не назидая, а тонко, умело и по-человечески.
А выполнить стоящие перед коллективом задачи, несомненно, помогает то, что в любом, не только актерском цехе у нас работают люди, любящие театр всем сердцем, преданные ему раз и навсегда. Это, как мы говорим, наши «бойцы невидимого фронта», которые где-то там за кулисами красят, плотничают, шьют… И все, между прочим, за мизерную зарплату! Много лет в театре старший реквизитор Ирина Свибильская: надо видеть, как она ищет без устали по городу какой-либо нужный для спектакля материал и находит необходимое. Буквально все могу доверить помощнику режиссера Нине Васильевой, потому что на протяжении многих лет наблюдаю отношение этого человека к своему делу, к актерам, которым она в перерывах между репетициями по собственной инициативе приносит чай… А в конечном итоге это делается для Театра! Легенда наша – заведующая пошивочно-костюмерным цехом Тамара Винникова: откуда бы ни приезжали к нам художники-постановщики, все неизменно восхищаются таким уровнем профессионализма мастеров костюмов. А Валентина Санжарова, заведующая декоративным цехом, – еще один наглядный пример величайшего трудолюбия, таланта и преданности. А наши молодые мастерицы из бутафорского цеха – настоящие кудесницы, иначе не скажешь. Словом, если человек приходит в театр, он прикипает к нему душой надолго, часто – навсегда. Думаю, даже при нынешней зарплате они все-таки счастливы тем, что творят любимое дело, что судьба привела их в театр. Когда получается спектакль – это их общая победа.
- Но, конечно, главными действующими лицами были и остаются актеры и… зрители?
- В Ставрополе уникальный зритель. В какой-то мере воспитанный, наверное, и самим театром.
- Да не в какой-то, а в очень большой, за 160-то лет! Тут уж можно говорить без ложной скромности.
- Человек приходит в театр за тем таинством, чудом, когда раскрывается занавес, выходят актеры, и вдруг возникает особое энергетическое поле сочувствия, сопереживания, будь то комедия или трагедия, смех или слезы. Ставропольский зритель очень чуток, открыт, интеллигентен. Я не знаю больше таких городов, где по окончании спектакля весь зал обязательно встает, приветствуя актеров: вот такой знак уважения, признательности за пережитые ощущения и даже единения вокруг пережитого!
- В какой творческой форме сегодня находится труппа?
- Это, безусловно, интересная творческая команда, и старшие поколения, и молодежь. Кстати, через год мы ожидаем новое пополнение из числа студентов факультета искусств СГУ, и оно тоже вселяет большие надежды. Уровень «команды» показал и нынешний, юбилейный сезон, думаю, он вышел интересным. Достойным началом явилась отечественная классика - «Бесприданница», потом яркий психологичный «Ужин с дураком», прекрасная сказка для юного зрителя «Огниво», наконец, две выпущенные подряд весенние премьеры. «Очень простая история» - одна из лучших работ в творчестве режиссера Валентина Бирюкова и по философской глубине, и по эмоциональной выразительности. И «Лев зимой» - очевидная удача для многих актеров. Прежде всего для заслуженного артиста России Михаила Новакова, раскрывшегося совсем по-новому, таким я его увидел впервые.
А вот серьезная проблема, с которой столкнулся театр в последние годы, - отсутствие главного режиссера. Режиссерам сегодня выгоднее выезжать куда-то на разовые постановки, чем взваливать на себя ответственность за конкретный театр на годы. Мы уже несколько лет ищем такого человека, который бы стал настоящим главным в театре.
- Каким вы видите завтрашний день театра? Немного о творческих планах.
- Вообще-то, в наше время строить дальние планы сложно! Но в театре принято заглядывать вперед, и это правильно. Вскоре мы выпустим очень красивую «Сказку о царе Салтане» с участием студентов - будущих актеров. К концу сезона хотим порадовать публику еще одной премьерой – приступаем к постановке пьесы Н. Птушкиной «Браво, Лоуренсия!» с народной артисткой России Верой Рабовской в главной роли. Не хочу загадывать, и все же уверен, это будет интересная работа, потому что и драматург наделена острым чувством времени и юмора, и главная исполнительница хорошо известна и любима ставропольцами своим удивительным, неповторимым сценическим лицом. Остальные задумки пока еще зреют.
С прицелом на будущий сезон ведем переговоры с немецким режиссером Кристианом Ремером, поставившим у нас несколько лет назад «Коварство и любовь». Это постановщик с очень хорошей школой, современной формации, знающий и систему Станиславского, и научившийся многому в Америке, и живо интересующийся работой с русскими актерами. У него уже свой театр в Германии, но Кристиан до сих пор хорошо помнит наших актеров и мечтает с ними снова встретиться. Сейчас он подбирает пьесу, скорее всего это будет что-то из современной немецкой драматургии. Должен заметить, что мы делаем это не просто, чтобы заявить о себе, это еще очень важно и для труппы. Каждое появление режиссера такого класса дает возможность всем по-новому раскрыться, это и школа, и, наконец, настоящий творческий праздник для артистов, и всегда - обогащение репертуара. А в конечном итоге – новые впечатления для нашего зрителя, которому мы служим.