00:00, 21 марта 2006 года

Крепостной скандал

По словам ведущей это дело судьи Виктории Шишовой, слушание отложено на пятое апреля в связи с тем, что прокурор района предъявил дополнительные требования.

«Ставропольская правда» уже дважды обращалась к этой теме (см. «Стихийная карусель», «СП», 4.02.2006 г. и «Многоэтажный» ответ», «СП», 16.03.2006 г.) Из ключевых моментов крепостного скандала отметим несколько.

Прокурор Октябрьского района Владимир Решетняк вынес протест на постановление администрации краевого центра о выделении земли. Требование прокурора городская власть отвергла. Зато был удовлетворен другой протест - о прекращении производства строительных работ. Нынче они якобы законсервированы. Но только якобы. Потому что ведутся под видом этой самой консервации. Управлением СК по жилищному и архитектурно-строительному контролю директор «Авангарда» был оштрафован на бешеную сумму в… две тысячи рублей. Архстройнадзором был оштрафован и директор комитета градостроительства Ставрополя Владимир Еличев – за нарушение порядка выдачи разрешения на строительство. Штрафовал архстройнадзор и застройщика, и подрядчика. Но стройка от этого не останавливалась. Работы на ней ведутся, что и зафиксировано многочисленными наблюдателями.

И еще одно. Судя по последним событиям, не только исполнительная власть, но и депутатский корпус краевого центра твердо стоит на стороне «Авангарда».

Решением Ставропольской городской Думы отменен один лишь пункт решения президиума городского Совета от 1991 г. «О придании Ставропольскому историко-культурному центру статуса заповедной территории и объявлении ее землей историко-культурного наследия».

Но если разобраться, то отменен именно пункт, четко определявший границы Крепостной горы как исторического памятника.

Исторический дозор

Без хотя бы краткого экскурса в историю Крепостной горы никак не обойтись. Это то самое место, с которого пошла земля ставропольская и нынешний краевой центр. Всерьез его охраной озаботились в 1977 году (год 200-летия Ставрополя), когда решением горсовета был утвержден проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории. Разрабатывался этот проект Государственным институтом проектирования городов (ГИПРОГОР).

В пояснительной записке читаем: «Охранная зона центральной части исторического ядра города выделена в границах естественных рубежей Комсомольской горки, а также улиц Карла Маркса, Шаумяна, Советской, центральной части улицы Дзержинского, восточной части улицы Морозова, парка культуры им. Горького и современной площади Ленина… Площадь охранной зоны центральной части исторического ядра – 60 га».

ГИПРОГОР также предлагал объявить комплексным памятником градостроительства центральную часть Ставрополя. До этого дело не дошло. Но в 1991 году президиум Ставропольского горсовета принял указанное выше решение.

Первым пунктом этого решения и были зафиксированы границы мемориальной, историко-культурной заповедной территории Ставропольского историко-культурного центра: «ул. Подгорная, пер. Баррикадный, пр. К. Маркса, ул. Советская, ул. К. Цеткин, обрез верхней террасы р. Ташлы». Пункт второй закреплял эту территорию как заповедную, в связи с чем здесь запрещалась «любая деятельность, противоречащая ее целевому назначению, как земли историко-культурного статуса».

Несколько позже - в 1995 году - постановлением главы администрации «Крепостная гора» была внесена в список памятников истории и культуры Ставрополья, подлежащих государственной охране.

Исторический позор

История же «крепостного скандала» началась летом прошлого года, когда решением городской администрации на Крепостной горе была выделена земля для строительства оздоровительно-развлекательного комплекса. Что характерно и незаконно: без согласования с краевым министерством культуры. Министерство, понятное дело, сим фактом возмутилось и обратилось в прокуратуру с просьбой принять меры. Соответственно последовало исковое заявление в суд прокурора Октябрьского района Владимира Решетняка. Судебная машина у нас – ни для кого не секрет - работает с большим тормозом. Так что из достижений можно назвать только то, что стройка была приостановлена.

Разобраться же в том, почему отмена одного пункта постановления пятнадцатилетней давности стала поводом для большого скандала, достаточно трудно. Но дело того стоит. Еще и потому, что политика городского руководства по выделению земли под новое строительство стала не только притчей во языцех, но и привела к созданию целой плеяды протестных движений горожан.

- Изданное городскими властями постановление о землеотводе под это строительство, - говорит замминистра культуры Ставропольского края Александр Тараненко, - нарушило ряд норм федеральных и краевых законов. Кроме того, что сама Крепостная гора – памятник в целом, строительство развлекательного комплекса вторглось в две охраняемые зоны локальных исторических памятников – пожарной части и бывшего ресторана «Горка». Кстати сказать, в свое время именно администрация Ставрополя ходатайствовала о включении последнего здания в число охраняемых законом.

Что ж, меняются администрации, и отношение к памятникам меняется вместе с ними. И прояснять позиции приходится в суде. Представители министерства культуры пришли на него (а первое состоялось в середине февраля) подготовленными морально и документально. Так что на вопрос судьи: «А определены ли границы у Крепостной горы как исторического памятника?» ответили утвердительно. Имея на руках то самое постановление президиума горсовета от 1991 года, трудно было говорить что-либо иное. Представители гордумы нынешней тоже как бы не возражали против наличия границ.

А дальше история приобретает странный, чтобы не сказать другое слово, оттенок. Через несколько дней – 25 февраля – публикуется решение Ставропольской городской Думы об отмене границ заповедной Крепостной горы, датированное… еще 29 декабря прошлого года. Отметим сей факт только как «странность» сегодняшнего бытия.

Если перевести хитрую юридическую казуистику на понятный всем язык, то изящный, надо признать, ход правоведов городского совета говорит: авангардная стройка теперь то ли в границах заповедника, то ли за его пределами. О чем спор-то?

А спор о нашем культурном наследии. «Администрация города Ставрополя без согласования со специально уполномоченным государственным органом охраны памятников – министерством культуры края - отменила границы объекта культурного наследия регионального значения «Крепостная гора», что повлечет за собой несанкционированное строительство на территории памятника. Без определения границ участка невозможно применить меры, направленные на охрану объекта культурного наследия регионального значения», - пишет губернатору и председателю ГДСК министр культуры Тамара Ивенская.

Председатель городской Думы Игорь Епринцев переадресовал вопросы «СП» к и.о. заместителя директора комитета по градостроительству администрации Ставрополя, депутату Ставропольской городской Думы, председателю комиссии по вопросам городского хозяйства гордумы Валерию Кудрявенко.

- Какими резонами руководствовалась городская Дума, отменяя границы Крепост-ной горы?

- Новыми законодательными требованиями, в том числе Градостроительного кодекса, - сказал он. – Прежнее решение является некомпетентным и устаревшим. Нужно утверждать новые границы, ставить их на кадастровый учет. Это дело не быстрое. Должна быть создана рабочая группа по этому вопросу, в которую должны войти и специалисты министерства культуры.

Во всяком случае, по словам Валерия Кудрявенко, отмена первого пункта никак не связана со строительством авангардного развлекательного комплекса на Крепостной горе.

А то, что именно Кудрявенко возглавлял «Авангард» до июля прошлого года (правда, всего два-три месяца), тоже особого значения не имеет. По его словам, история с выделением земли и строительством началась позже его ухода в городскую администрацию. Может, поэтому Валерий Кудрявенко не знает ни телефона фирмы, ни фамилии своего последователя. Знает его только в лицо.

Впрочем, и это не самое важное. Самое важное – границы.

Опубликованное 16 марта в «Ставропольской правде» письмо заместителя главы администрации Ставрополя, директора комитета градостроительства Владимира Еличева свидетельствует именно об этом. Он пишет: «Видно, что земельный участок, предоставленный ООО «Строительная компания «Авангард» по улице Суворова, 5а, не попадает в границы (выделено мною. – В.Л.) государственной историко-культурной заповедной территории».

Перспективы

Надо отметить, что Крепостная гора и без границ по-прежнему остается историко-культурным памятником. Ведь еще в апреле 2003 года в приказе министерства культуры сказано: «До проведения корректировки или разработки... охраны объектов культурного наследия... считать действующими и утвердить как временные: проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории г. Ставрополя... В качестве временных охранных зон – территории памятников в исторически сложившихся границах».

Но – есть и такое мнение – именно министерство культуры должно было поторопиться и определить их. Оно и торопится. Нынче приказ об определении границ Крепостной горы практически готов. Министерство также обратилось в суд с иском о признании развлекательного комплекса объектом самовольной постройки и его сносе. Естественно, за счет самого «Авангарда». Которому в случае положительного судебного решения останется только одно: опять же через суд взыскивать свои потери с городской администрации, других министерств и ведомств. Что, понятное дело, весьма чревато для нынешних «компаньонов». А если еще прибавить такую – правда, весьма мифическую, на мой взгляд, категорию, как возможность требования привести историко-культурный памятник в первоначальное состояние, то волосы дыбом встанут не на одной голове.

Кстати, помянутый проект ГИПРОГОРа (а ему уже почти 30 лет) до сих пор не обновлен. Городские власти говорят: то нет денег, то нет смысла. А по большому счету «смысл» все-таки есть: застройка краевого центра ведется без всякого планирования. Хотя рядом есть другие примеры: власти Железноводска, Пятигорска, Кисловодска, по данным краевого министерства культуры, находят и деньги для такой работы.

Впрочем, в министерстве далеки от пессимизма.

- Достаточно других правовых актов, - говорит Александр Тараненко, чтобы осуществить охрану Крепостной горы.

При всем уважении к минкульту сильно в этом сомневаюсь. Потому что – констатирую факт - «авангардное» строительство уже уничтожило (археологические работы в соответствии с законом так и не были проведены) колодец, остатки крепостных стен, вымощенную камнем-известняком площадь и фундаменты зданий. Где они все? Да положены в фундамент культурно-оздоровительного центра, услугами которого 99 процентов ставропольчан воспользоваться не смогут. Из-за цен. И никого не смущает, что в него в качестве весомого компонента заложена история. И дело в конце концов не в саунах и ночных клубах, куда девочек наших поведут в кабинет, а в том, что новые ставропольские «зодчие» выбрасывают камни и кости наших предков в строительный мусор. И чтобы противостоять всему этому, нужно нечто большее, чем законы, которые традиционно у нас не работают.

А уж совсем мало кому известно, что город Ставрополь, имеющий статус исторического города (категория тоже вполне определенная законодательством), в застройке лишен преимуществ, которые дает этот статус. Всего таких территорий на Ставрополье шесть. В соответствии с законом любое (выделено мною. – В.Л.) строительство и любая хозяйственная деятельность в историческом поселении должны быть согласованы с министерством культуры. На одном из заседаний, которое проводил заместитель председателя правительства края Геннадий Клюшников, представитель министерства культуры задал этот вопрос вице-мэру Ставрополя Андрею Уткину. Как рассказывают участники совещания, тот ответил: «Все мы с вами согласовывать все равно не будем».

На горе колхоз, под горой – совхоз

Несовпадение интересов краевых и городских властей – давно и ни для кого не секрет. И в этой истории без упреков не обошлось. Владимир Еличев прямо-таки информирует общественность, чтобы не сказать другое слово, о том, что «министерству имущественных отношений края предоставлен земельный участок по проспекту К. Маркса, 85, в квартале 24 для проектирования административного здания, причем отвод участка произведен в непосредственной границе от остатков крепостной стены. Заслуживает внимания тот факт, подчеркивает Еличев, что правительство края уже полностью согласовало договор с компанией «Атил-строй» для строительства инвестиционно привлекательных объектов на территории историко-культурного заповедника «Ставропольская Крепостная гора».

Короче, получится, как в песне. На горе колхоз городской администрации, под горой – совхоз администрации краевой.

Какова на этот счет позиция министерства культуры края?

- Положительное заключение по этому объекту мы не давали, - говорит Александр Тараненко. – Единственный проект, согласованный за последние годы министерством культуры, – это воссоздание на прежнем месте Казанского кафедрального собора и колокольни.

Предпродажная подготовка

Выступая на заседании ГДСК, где обсуждался проект краевого закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), министр Тамара Ивенская, говоря о Крепостной горе, назвала отношение к ней варварским. И такая ситуация не только в краевом центре. 63 процента памятников требуют реставрации. Уже сто исторически ценных зданий приватизированы и проданы. И обращения в прокуратуру, и предписания, и участие в судебных делах министерства культуры ситуацию не спасают.

Эта публикация – отдаю себе отчет – тоже не спасет. Потому что все сделанное против строительства на Крепостной горе результат дало нулевой. Но ведь здоровая имитация деятельности никогда не заменит самой деятельности. А нам ведь еще не один год жить на этой земле. Или это предпродажная подготовка к сдаче ее каким-нибудь новым кочевникам?..