00:00, 28 февраля 2006 года

Круглый стол с острыми углами

По словам замглавы администрации муниципального района Ирины Аршеватской и начальника отдела культуры Александра Безгина, удалось сохранить единый культурный блок с общим путем развития. Но выживать и развиваться в современных условиях совсем непросто. При минимальном финансировании надо учиться самим зарабатывать деньги. Но вот как, каким образом?

Директор музея истории района Ирина Смирнова видит один из источников пополнения скудного бюджета в создании сувенирного киоска, в котором продавались бы поделки местных умельцев. А главную проблему - в снижении посещаемости музея - за минувший год она упала почти на треть.

Виктор Крапивин считает, что в художественную школу, которой он руководит, дети идут не только потому, что хотят стать в будущем знаменитыми мастерами: дальновидные родители таким образом стараются приобщить своих чад к прекрасному. И ставить это на чисто коммерческую основу едва ли не преступно. На хозрасчете здесь работает только художественная студия для взрослых. В перспективе же, уверен Крапивин, культура без поддержки государства существовать не сможет...

Пожалуй, наиболее эмоциональным было выступление директора Новотроицкой централизованной клубной системы Натальи Стрелковой. Дескать, звучит громко: «Централизованная клубная система», на самом же деле - это убогие помещения, построенные тридцать пять лет назад. Поэтому, прежде чем спросить, умеем ли мы зарабатывать деньги, надо создать хотя бы элементарные условия.

- Не помню случая, чтобы хоть одному работнику культуры дали квартиру, - с горечью говорила Наталья Сергеевна, - мы всемером ютимся в доме, который слепили, как в той песне, из того, что было. И вообще, нет в нашем населенном пункте ни нормального Дома культуры, ни храма Божьего, вот и вынуждены жители за пищей духовной ехать в соседний Рыздвяный...

Участники круглого стола называли и другие факторы, не способствующие процветанию учреждений культуры. В большинстве ДК стало, например, убыточным содержание проекционной аппаратуры: люди предпочитают смотреть фильмы дома, лежа на диване, по собственному выбору, у персональных кинотеатров. Пиратские копии большинства киноновинок распространяются с непостижимой быстротой. И никто всерьез с этим не борется. Упала посещаемость дискотек, ибо многие клубы находятся в окружении коммерческих диско-баров, где стерео- и световые эффекты «покруче», где спиртное, а то и всякую «дурь» можно приобрести.

Каким образом в этой ситуации составить конкуренцию? Как привлечь на свою сторону меценатов и спонсоров? Четких, исчерпывающих ответов на эти вопросы, мне кажется, в ходе круглого стола найти так и не удалось. Согласитесь, нельзя же обсуждать всерьез опыт одного из петербургских учреждений культуры, которое, дескать, сделало первоначальный бизнес, приобретя коммерческий автобус. Уж лучше тогда вместо ДК автотранспортное предприятие организовать: профессиональнее будет. Не стоит, наверное, зацикливаться на организации соревнований по рыбной ловле (было и такое предложение). Велик ли доход?

Круглый стол выявил немало других острых углов и вопросов. Как, например, случилось, что в Баклановке «ушел на сторону» ДК, принадлежавший сельхозпредприятию? Почему это учреждение культуры было продано «инвесторам» за смехотворную сумму в триста тысяч рублей? Кто за это в ответе?

А как решать животрепещущую кадровую проблему? Собравшиеся, большинству из которых за сорок, с грустью констатировали, что молодые специалисты не рвутся ни в клубы, ни в библиотеки. Кто согласится в наше время работать за полторы-две тысячи рублей?

Как говорят, не до жиру, быть бы живу. Вот почему, на мой взгляд, вполне справедливо и рационально звучала просьба, высказанная в адрес руководителей района директором центра культуры и досуга города Изобильного Юрием Захаровым. Вы, мол, по бюджетной статье профинансируйте зарплату работников учреждения, а на развитие и доплаты мы сами заработаем. Внятного ответа Юрий Алексеевич так и не получил.

Да и кто может внести ясность, если у нас не то что в масштабе отдельного района, но и в масштабе страны нет сейчас четкой политики в сфере культуры. В число национальных проектов она не вошла. Потому, наверное, и финансируется по остаточному принципу.