Анатолий ВОРОПАЕВ: Я пришел изменить экономическую ситуацию
За плечами – высшая комсомольская школа, бизнес-школа в Испании, высшее юридическое образование и аспирантура академии государственной службы. До перехода на госслужбу десять лет занимался бизнесом, воплощая в жизнь собственные идеи. Начинал с программы бизнес-обучения в Испании отечественных предпринимателей, затем придумал проект «Русская дача». «Мы собирали в Испании деревянные дома, привезенные в разобранном виде из России. Это было очень выгодно, потому что в тот период, до 1993 года, у нас лес стоил дешево, а там – как экологически чистый продукт – дорого», - рассказывает А. Воропаев. Позже освоил другие ниши, в т. ч. инвестировал средства в первые российские сериалы «Королева Марго» и «Графиня Де Монсоро», а также в ряд других проектов. Создал продюсерскую компанию, которая сегодня имеет права более чем на 20 спектаклей в Москве и работает с такими звездами, как Л. Ахеджакова, А. Джигарханян, и другими.
В 2003-м пришел в администрацию Тульской области, причем сразу – на должность заместителя губернатора-председателя комитета по управлению госимуществом. Затем стал вице-губернатором и вплоть до 2005-го курировал экономику области. За это время, по его словам, увеличились доходы от госимущества (в 11 раз), доходы бюджета (на 30%), в десять раз сократилась задолженность по зарплате (тысячи прокурорских проверок, десятки уголовных дел), оживилась внешнеэкономическая деятельность, выросла инвестиционная привлекательность региона.
С мая по декабрь 2005 года, т. е. до приезда в Ставрополь, - исполнительный директор на общественных началах клуба политического действия «4 ноября» в Москве. В должности заместителя председателя правительства нашего края - около двух месяцев. Ставрополье выбрал, потому что «это очень серьезный регион, где интересно работать», а вообще карьерных предложений было много, из разных субъектов РФ. «Я не знаю всех внутренних течений края, но и не связан здесь никакими узами. А связан единственным обязательством - изменить экономическую ситуацию на Ставрополье в лучшую сторону, - заявил А. Воропаев журналистам. – В новом правительстве за единичным исключением ни один министр не сохранил своего поста. Думаю, кадровые решения лучше всего свидетельствуют о том, доволен губернатор был текущей деятельностью или нет. Я приехал в край не ради квартиры, не ради того, чтобы стать губернатором, а работать. Для решения задач, которые передо мной стоят, действую до упора. Не получается – ухожу».
О налогах. Не собранных
Состояние краевых финансов можно оценить как хорошее. Обязательства бюджета выполняются, задолженности по зарплате нет, а небольшая просроченная кредиторка не представляет для казны сколь-либо значимой угрозы. Теперь, по мнению А. Воропаева, от стабильности необходимо переходить к развитию. А для этого Ставрополью нужен соответствующий бюджет. Отсюда приоритет - рост налогооблагаемой базы. Возможности - существенные. «Думаю, речь идет от десятков процентов до разов. Например, налоговые поступления на одного человека у нас на самом низком уровне в Южном федеральном округе», - сообщил вице-премьер.
Второе направление удара - управление бюджетными расходами. Оно должно быть эффективным. В том числе надо навести порядок с государственным имуществом. «Сэкономить то, что есть, – на самом деле несложно, потому что это в наших силах», - сказал А. Воропаев. И сообщил, что координирующие межведомственные комиссии по этим направлениям уже практически созданы.
Оказалось, что в старом правительстве края не было ни координирующего органа, который бы «тянул» вопросы доходной политики, ни нормального взаимодействия с налоговой службой. Результат плачевен: по статистике, 66% предприятий края получают прибыль, остальные 34% убыточны. «Это огромная цифра, и работать надо над тем, чтобы они перешли в разряд рентабельных, - убежден вице-премьер. - Не секрет, что зачастую бизнес занимается, мягко говоря, оптимизацией налогообложения».
«Разбираться» зампред настроен со всеми - и с государственными унитарными предприятиями, и с акционерными обществами, и с предприятиями других форм собственности. На том простом основании, что краевое правительство оказывает многим финансовую поддержку – в виде субсидий, субвенций, льгот и т. д. «Мы вправе требовать адекватной ответственности, - полагает он. – Часто можно слышать о том, что бизнесу нужно помогать, создавать тепличные условия. Но почему-то мало говорится об ответственности инвестора и собственника перед той территорией, на которой он работает».
Сложность в том, что данные, отнесенные к налоговой тайне, нельзя представлять ни государственным органам власти, ни муниципальным. Кроме как с разрешения налогоплательщика. Значит, убежден вице-премьер, надо работать с руководством предприятий, чтобы те стали эти сведения давать. Подход тут будет простой: кто отказывается раскрывать информацию, тому есть что скрывать, а это уже, цитирую, «предмет углубленного изучения уполномоченных органов». А будет информация – будет ясная картина. Бывает, что при сравнении двух сопоставимых предприятий – в разных регионах – вдруг выясняется, что одно платит налогов в семь раз больше, чем другое.
- Мы заставим платить налоги. Мы проходили в Туле и ситуацию с «Новомосковским Азотом», у которого собственник тот же, что и у «Невинномысского Азота» – МКХ «Еврохим», - говорит А. Воропаев. – Нащупали методы воздействия: есть управление землей, другие вопросы. Вы знаете, у нас законы в стране такие, что при желании можно столбу предъявить претензии за то, что он не в том месте стоит и не так себя ведет. Разумеется, никто не собирается предъявлять незаконные претензии или требовать чего-то сверх того, что положено, от той или иной компании по закону. Но всякая оптимизация налогов должна иметь границы. К сожалению, я столкнулся с тем, что ни в одном из министерств не оказалось даже перечня 100 крупнейших налогоплательщиков…
О бумагах. Ценных
Проблема дефицита казенных денег – кроме увеличения налогооблагаемой базы - решается и с помощью региональных облигационных займов. А. Воропаев сообщил, что Ставрополье будет выпускать собственные ценные бумаги.
По его словам, это вполне хороший рабочий механизм, который применяется сейчас в ряде экономически развитых регионов страны. Региональная облигация высоколиквидна и высокодоходна, поскольку купонные выплаты в любом случае выше, чем проценты, которые гражданин может получить на вклад в банке. «Я вообще считаю, что таких механизмов должно быть как можно больше, потому что других вариантов привлечь инвестиции у нас нет, а деньги у людей сегодня есть», - уточнил вице-премьер.
Правовое поле – ровное. Федеральный закон о государственном долге разрешает давать гарантии до определенного уровня – пока госдолг не превышает 25% от бюджета. У края этот долг составляет около миллиарда, или почти 3,5% от бюджета. Кроме того, в качестве обеспечения регион может использовать не только свою казну, но и свою собственность - землю, здания, строения, сооружения, акции, дороги, сети и т. д. «Государство является достаточно крупным собственником. И облигационный заем будет обеспечен, в том числе и госимуществом», - сказал А. Воропаев.
О рынке. Потерянном
Кстати, о потерянных налогах. Недавно широкую огласку получил скандал с ликероводочными заводами края: в частности, известный «Стрижамент» в больших объемах вроде как гнал незаконную водку.
- Никаких подтверждающих документов я не видел, - заявил А. Воропаев, которого журналисты попросили прокомментировать ситуацию. - Хотя слышал разного рода истории, одна страшнее другой или одна веселее другой, как хотите. «Стрижамент» остановился перед Новым годом и сейчас катастрофически теряет свои рынки. Плохо то, что виноваты конкретные люди, а страдает в результате отрасль, а в конечном итоге налогооблагаемая база. Даже закон о банкротстве не предусматривает немедленного закрытия предприятия, а вводит различные процедуры, меняя управляющих и оставляя шанс выкарабкаться. А почему же здесь поступили так жестко? Нарушили руководители закон – разберитесь, а суд определит степень виновности. Но зачем закрывать предприятие? Это в принципе неправильно. Наказание должно быть адекватным, чтобы не расстреливать за переход на красный свет, а в данном случае мы теряем рынок, люди сидят без работы. Другое дело, если подтвердится информация, что завод работал без лицензии. Но, по моим данным, лицензия есть. И поскольку сейчас идет следствие, то, кроме компетентных органов, никто не знает правды.
Если говорить об отрасли в целом, то ситуация нездоровая. Акцизов в минувшем году поступило в краевой бюджет почти на 90 млн. меньше, чем в позапрошлом. Свежие проверки, проведенные краевым комитетом по лицензированию отдельных видов деятельности в ряде супермаркетов, дали грустные результаты: из 63 наименований ликероводочной продукции, красующейся на прилавках, лишь шесть выпущены на территории края. Не говоря уже о том, что отрасль, высокодоходная по определению, в общекраевой кошелек вливает всего около 300 млн. рублей. Та же Тульская область, где население вдвое меньше, получает до миллиарда. «У нас есть куда расти, - убежден вице-премьер. – Для решения проблем понадобятся отлаженные коммуникации, набор инструментов и время».
О хозяйстве. Сельском
Еще один крупный резерв – сельское хозяйство. Бытует мнение, что рекордные урожаи зерновых сбивают цены на зерно и соответственно чуть ли не вредят сельхозпредприятиям.
- Не бывает так, что производить хорошую продукцию много и хорошо – плохо, - расставляет акценты вице-премьер. – Что-то мне подсказывает, что, если мы будем собирать с полей не семь миллионов тонн, а, скажем, два миллиона, проиграют опять же крестьяне края. Потому что отряд в виде Российской Федерации «не заметит потери бойца», и этим немедленно воспользуются другие. Напротив, богатые урожаи свидетельствуют об определенном потенциале региона.
Да и на самом деле проблема решается - увеличением внутреннего потребления, для чего надо развивать переработку, «затаскивать» сюда по национальному проекту животноводческие комплексы, строить солодовни и т. д. И взять под контроль сбыт. И регулировать этот рынок.
- Вот какие шаги необходимо сделать, - сказал А. Воропаев. – Отмечу также, что производителей зерна, как и промышленные предприятия, правительство субсидирует из бюджета. В то же самое время на Ставрополье примерно 900 посреднических организаций занимаются перепродажей зерна. Из этого можно сделать вывод: если мы вкладываем деньги налогоплательщиков в производство урожая, но теряем контроль над его реализацией, то что-то здесь неправильно. Исходя из этого я могу предположить, что урожай-то реализуется нормально и что вырученные деньги где-то оседают. Наша задача - оставить их на территории края.
О плане. Губернатора
Сегодня в стране идет переход на проектное управление. Меняется подход и в отношении плана первоочередных действий губернатора - четко обозначить приоритеты и их выдерживать. «Я привык работать именно так», - заметил зампред. Например, если раньше в губернаторском списке было 800 проектов, то сейчас уже принято решение сосредоточиться на тех из них, которые можно реально довести до ума, не распыляя деньги по всему краю. И сегодня правительство, в т. ч. министерство финансов, разрабатывает критерии оценки, ориентированные на результат.
В числе экономических приоритетов – и улучшение инвестиционного климата, а также привлечение специалистов на село и, конечно же, приток инвестиций. Безусловно, использовать надо природные преимущества края, прежде всего потенциал Кавминвод, и реализовывать любые логистические, торговые, инновационные и инвестиционные проекты. «Важно, - говорит вице-премьер, - чтобы в крае строились новые предприятия, создавались дополнительные производственные мощности, ориентированные желательно не на внутреннюю кооперацию, а на другие рынки».
В частности, уже в разработке новый закон о поддержке инвестиционной деятельности. Очевидно, появится и структура, которая будет сопровождать инвестиционные проекты, доводить так называемые «хотелки» до ума.
О средствах. Массовой информации
- Как зампред планирую работать со средствами массовой информации открыто, в режиме частых встреч и объяснений своей позиции. Сверять с вами практически каждый свой шаг. Главное, чтобы вы были к этому готовы, - сказал А. Воропаев журналистам. - Для того чтобы люди поверили в перемены, чтобы они увидели, что с ними не собираются шутить, с ними нужно разговаривать. Делать это сегодня можно только с помощью СМИ.
Надо сказать, что А. Воропаев и сам имел отношение к СМИ, возродив в свое время журнал «Театр». А потом безвозмездно передал его Союзу театральных деятелей. Поэтому «всегда считал и считаю – на журналистов давить нельзя». А слухи о трансформации краевого комитета по печати в министерство массовых коммуникаций, информационных технологий и связи прокомментировал так: «Надо разделять, что в данном случае является предметом вопроса – министр или министерство».
- Как бы то ни было, будете ли вы как вице-премьер курировать комитет по печати?
- Если губернатор мне поручит, - сказал Анатолий Анатольевич, - буду действовать в соответствии с поручением.