00:00, 17 февраля 2006 года

Защита от рекламного прессинга

Прежде всего, новый закон снижает количество и периодичность телевизионной рекламы. «В России не найдется ни одного человека, которого бы не раздражал тот объем рекламы, который сейчас вываливается с экрана телевизора на наши головы», - подчеркнул Владимир Катренко. И пояснил, что максимально допустимый суточный объем рекламных материалов, который пока установлен на уровне 20% от всего эфирного времени, в 2008 году будет сокращен до 15%. Жесткая норма не позволит давать рекламные блоки больше 12 минут в час. Если сегодня нас «грузят» семиминутными блоками с интервалом в 10-15 минут, то к 2008 году телеканалам позволят размещать лишь четырехминутные рекламные блоки с интервалом раз в 26 минут. Так что всклокоченный мужчина с безумными глазами, размахивающий пачкой стирального порошка со странной фразой: «Как, вы еще не в белом?» - будет пугать нас в два раза реже.

- Эти нормы уже близки к международным конвенциям, которые применяются в Европе, – сказал В. Катренко. – Такого объема рекламы и такого качества, как на сегодняшний день у нас, ни в одной европейской стране нет. При разработке законопроекта мы поставили перед собой задачу сбалансировать интересы государства, общества и бизнеса. Чтобы новый закон помогал выживать телеканалам, формировать нормальные передачи, развивать кинобизнес, а зрители не страдали от того, что через каждые десять минут интересная передача прерывается длинным рекламным блоком. Кстати, это конкретный обман рекламодателей: после четвертой-пятой минуты рекламы человек ее, как правило, уже не смотрит, и продукция на рынок не продвигается...

В новой редакции закона за-прещено прерывать на рекламу детские передачи, поскольку это травмирует детскую психику. В рекламе фармацевтических средств и пищевых добавок за-прещено использовать образы детей и авторитетных людей – артистов, политиков, которые советуют принимать то или иное средство. Также нельзя будет использовать образ людей в белых халатах, которые внушают с экрана, что ежели вы срочно не купите некое лекарство, то непременно заболеете именно той болячкой, против которой помогает только это чудо-средство.

То есть реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление о наличии того или иного заболевания и побуждать к действию. Страшные голоса, пугающие всех мужчин простатитом, и весь мир – кариесом, уходят в прошлое…

Уточняются такие понятия, как «реклама», «рекламодатель», «спонсор». Вводится статья, направленная на защиту несовершеннолетних от воздействия рекламы, в частности, запрещена реклама в учебниках и школьных тетрадях. И еще один весьма немаловажный момент:

- По радио и телевидению мы часто слышим фразу: «За содержание рекламного блока радиостанция или телеканал ответственности не несет». Так вот, я должен разочаровать всех руководителей СМИ – нормами нового закона эта ответственность предусмотрена, – заявил В. Катренко. - Теперь ответственность будут нести и рекламопроизводитель, и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Самое пристальное внимание будет теперь уделяться так называемым зонтичным брендам, когда невинная, на первый взгляд, реклама размера огурчика на самом деле рекламирует водку. Ужесточаются требования к рекламе табака, алкоголя и пива. Реклама алкогольных напитков теперь не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и военных организациях, а также в театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий.

- Одиннадцать лет предпринимались попытки добиться принятия закона об ограничении рекламы пива и спиртных напитков, и только в 2004 году благодаря усилиям «Единой России» этот закон был принят, – заявил вице-спикер. – И по статистике, только за прошлый год потребление пива среди молодежи снизилось на 31%. Хотя многие оппоненты нам доказывали, что пива меньше пить не станут.

Новый закон регламентирует еще один «больной», особенно для больших городов, вопрос наружной рекламы, которая по своей тупости и пошлости иногда переходит все мыслимые границы. Теперь муниципальные власти смогут регулировать появление наружной рекламы с точки зрения соблюдения архитектурного облика городов, перспективных градостроительных планов и на этом основании давать или не давать право на размещение рекламных конструкций. Муниципалитеты теперь могут также вмешаться, если рекламная конструкция используется не по назначению, – например, если на баннере написано что-то типа «Вова, ты не прав!» или «С днем рождения, Ходорковский!».

В целом, несмотря на то, что новый закон о рекламе, безусловно, «наступает на горло» многим заинтересованным лицам и структурам, В. Катренко считает, что он достаточно сбалансирован, отвечает реалиям времени, а самое главное - интересам подавляющего большинства россиян.