00:00, 17 февраля 2006 года

За все добро расплатимся добром

Накануне события мы связались с основателем музея Н. Рубцова в Москве, поклонницей и знатоком творчества великого русского поэта Николая Рубцова Майей Полетовой и задали ей несколько вопросов.

- К сожалению, сегодня для многих, особенно молодых людей, имя гениального поэта мало о чем говорит. Да и тот, кто заинтересуется, при работе с источниками столкнется с массой противоречивых фактов о жизни поэта. Например, в одной статье я прочла, что в семье Рубцовых было четверо детей, в другой – шестеро. Вообще расхождений масса, почему?

- Что касается семьи Рубцовых, то авторы, берущиеся писать о ней, порой допускают весьма досадные огрехи. Доподлинно знаю, что в семье было семеро детей. Есть немало других моментов, которые вызывают у серьезных исследователей жизни поэта справедливые нарекания. Но это частности. Главное, что хочу подчеркнуть, жизнь поэта - в его стихах. В них Николай Рубцов сказал о себе все или почти все. Как это нередко случается с гениальными людьми, их жизнь и творчество сопровождают мифы. Были они у Пушкина, Лермонтова, Есенина, Солженицына… Немало окололитературных мифов окружает и имя Рубцова. К ним зачастую примешивается и тень мистицизма, что нетрудно понять. В одном из стихотворений поэт, как известно, даже предсказал время своего ухода «Я умру в крещенские морозы». Н. Рубцов трагически погиб в праздник Крещения Господня, 19 января 1971 года. Один из близких друзей Николая, его товарищ по литинституту, поэт и прозаик, ныне главный редактор журнала «Поэзия» Лев Котюков, позже скажет, что никто (и он сам в том числе) по-настоящему не знал Рубцова. Поэт так до конца никому и не открыл своей души, остался наедине с самим собой до последнего страшного мига.

- Майя Андреевна, нередко Николая Рубцова называют преемником Есенина…

- И это справедливо. Рубцов вошел в литературу, когда лидерами в ней были громкие поэты. Своими «барабанными» стихами они собирали такие же громкие и гулкие залы. Рубцов же сказал: «Тихая моя Родина», и это прозвучало оглушительно. Начало шестидесятых годов – московский период жизни поэта - очень плодотворен. Думаю, мало кто не слышал изумительную песню на стихи Н. Рубцова «В горнице». Стихи эти были им написаны в 1963 году. В то время поэт был вхож в кружок, к которому принадлежали замечательные поэты и писатели, такие, как С. Куняев, А. Передреев, В.Соколов, и более молодые - Э. Балашов, А. Черевченко, И. Шкляревский… К концу шестидесятых годов на основе именно этого кружка сложилось уже собственно литературное явление, которое в критике получило название «тихая лирика». Вместе с глубоко родственной ему школой прозаиков, прозванных «деревенщиками», оно определило целый этап в развитии отечественной литературы. Так же, как это было у С. Есенина, своими образами России Н. Рубцов старался донести присутствие вечности в русской природе и бесконечную любовь к родной земле.

Рубцовские строки о Родине, России, как и в случае с есенинской лирикой, очень легко ложатся на музыку. Сегодня песни Николая Рубцова одинаково любят люди разных поколений, профессий, пристрастий: барды, оперные певцы, солисты эстрады. Многие тексты, слившись с мелодией, стали народными. «В горнице», «Журавли», «Деревенские ночи, «Купавы», «Я буду долго гнать велосипед»…

К сожалению, личная жизнь Рубцова не складывалась. Неустроенный быт, настороженное отношение со стороны власть предержащих, когда каждый сборник приходилось буквально пробивать… Все это не могло пройти бесследно. «Да, недолго глядел он на Русь голубыми глазами поэта» - эти пронизанные горечью и грустью строки Рубцов написал о Сергее Есенине. Но в равной мере их можно отнести и к самому Николаю Михайловичу.

- В лирике Рубцова больше всего поражает его как бы существующий независимо от перенесенных тягот ясный, любящий взгляд на все сущее. Рубцов никогда не проклинает жизнь, не хулит ее и не жалуется.

- И в этом проявляется истинно православный взгляд на мир. Не забывайте, Рубцов писал в глубоко идеологизированной, атеистической стране. Вы посмотрите: в то время как гражданский пафос известных поэтов типа Е. Евтушенко и А. Вознесенского был направлен на обличение уже никому не опасного Иосифа Сталина, Николай Михайлович написал свой «Русский огонек». В стихотворении читается пронзительное по своей глубине понимание многотерпеливой и щедрой русской души. «Скажи, родимый, будет ли война?» - вопрошает путника старушка, у которой в непогоду он нашел приют и кров.

И я сказал: «Наверное, 
                    не будет».
- Дай Бог, дай Бог… 
          ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы 
                  не прибудет…
И вдруг опять: - Не будет, 
                    говоришь?
- Нет, говорю, наверное, 
                    не будет.
- Дай Бог, дай Бог… 

И как отклик на тепло да привет, естественные для этой усталой души, словно сама жизнь, идет сердечный рефрен:

За все добро 
             расплатимся добром,
За всю любовь 
             расплатимся любовью.

Рубцов понимал свой народ изнутри и знал цену неброской душевной красоте русских людей. Он, конечно же, видел опустевшие деревни. Слышал, как скрипят ставни и двери домов оставленных жителями «неперспективных» деревень: « Слышите, дома-то плачут!». Такому слову веришь.

- До конца жизни Николай Михайлович так и не получил должного признания и славы. Похоже, у нас и впрямь нужно умереть для того, чтобы окружающие осознали уникальность и единственность, принципиальную незаменимость таланта.

- Действительно, Николай Рубцов - народный поэт, не получивший при жизни ни единой правительственной награды, всячески замалчиваемый официальным бомондом. Но есть, видимо, высшая справедливость, которая не зависит ни от власти, ни от денег. Недавно в разных СМИ одновременно прошла информация, что, по данным Книжной палаты России, общий тираж книг Рубцова за последнее десятилетие превысил миллион экземпляров. То есть он – один из самых читаемых в мире поэтов. Рубцову открыто четыре памятника. Его именем называются улицы, открываются музеи и литературные центры. К памятнику поэта в Вологде во время традиционного фестиваля «Рубцовская осень» приходит все больше людей, они приезжают из самых разных уголков не только России, но и мира. Стихи Рубцова знают и любят в самых разных странах. 21 мая прошлого года у нас в московском музее Н. Рубцова прошла презентация книги немецких поэтов-переводчиков Раймонда Дитриха и Хартмута Леффеля «Давай, земля, немножко отдохнем», где, кроме биографии поэта, были синхронно напечатаны переведенные на немецкий язык 42 его стихотворения. Стихи Николая Михайловича из этой книги попали во многие газеты и журналы Германии, в том числе – в большой журнал «Восточная Европа». В последнем Рубцова назвали самым большим лирическим дарованием. Презентация книги Рубцова в московском музее вылилась в настоящий праздник. В книге отзывов, помимо россиян, оставили свои отклики немцы, корейцы, японцы…

Вот что, например, написал китаец Ли Цзюньшень: «Николай Рубцов – это гений мирового масштаба. Он мировой потому, что он собственно русский. Как русский, он любил свою Родину сильно, пламенно, нежно. Мы, представители восточной культуры, всей душой и помыслами желаем, чтобы нашего гениального поэта любили сильно, пламенно, и самое главное, чтобы любили его нежно». А писатель Станислав Куняев подытожил: «Рубцов – поэт всех народов и не одной эпохи». Мне хочется, чтобы как можно больше жителей вашего края открыли для себя уникальную поэзию Николая Рубцова. А она с новой стороны откроет вам и Родину, и себя, и бессмертную красоту русской души.

*****

Следует добавить, что Майя Полетова тоже будет в числе гостей вечера Рубцова в Ставрополе, равно как и дочь поэта Елена Николаевна.

Тамара Куликова