Ночной дозор против скуки
Знакомлюсь с одним из «терминаторов»: Александр Локоть, в прошлом году окончил девять классов, сейчас нигде не учится и не работает. Объяснить свое поведение в тот вечер не может. Говорит, что пьян не был, потому как давно уже бросил. Хотя, что тут мудрствовать: не голод, не нужда заставили подростков совершить преступление, а элементарное безделье.
Петровский район по состоянию преступности среди несовершеннолетних на фоне других территорий края традиционно выглядит середнячком. В прошлом году, правда, удалось сделать рывок, и совместными усилиями педагогов, правоохранителей и общественности количество правонарушений значительно – почти на 50 процентов – снизилось. И тем не менее нерешенных проблем еще немало. Как говорит председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимир Зубков, зачастую они носят юридический характер, а порой выглядят почти анекдотично.
К примеру, во время очередного рейда привезли на освидетельствование в медучреждение подвыпившего мальчика. От дискотеки до больницы – несколько километров, в дороге его укачало, и детский желудок начал отчаянно бороться с тем, что в него влили. Позднее остатками «протеста» были обрызганы также стол и кушетка в больничном кабинете. Однако обследование показало, что содержание алкоголя в крови составило менее одного (если точнее - 0,9) промилле, что означает – практически трезв.
Здесь, по мнению борцов за спасение детских душ, их благородным устремлениям ставятся две подножки. Первая: единица – это достаточно высокая доза для детского организма, наверное, более логично ставить диагноз «опьянение» при 0,5 промилле, как это делается при освидетельствовании водителей. Вторая проблема – потеря времени. По закону освидетельствование подростка может проводиться только в учреждении, имеющем специальную лицензию, и только в присутствии родителей. На все это порой требуются часы.
С одной стороны, вроде бы и хорошо, что закон защищает молодого человека от произвола, но, позвольте, кому на пользу тот случай с нетрезвым мальчиком? Получив заключение врача, он с облегчением вздохнул и сделал всем ручкой. Персонал еще отмывал испачканную мебель, а подросток уже делился опытом с приятелями, как ему удалось выйти сухим из воды. Это случилось в райцентре, а как же быть на периферии – там наркологической службы сроду не было.
В прошлом году 37 несовершеннолетних были доставлены в милицию в нетрезвом состоянии. Думаете, абсолютно все они из-за этого расстроились? Наоборот, многие были искренне удивлены, почему это им нельзя выпить у друга на дне рождения. Да что там подростки, если родители на заседании комиссии по делам несовершеннолетних простодушно признаются, что устанавливают для своих 12-13-летних чад норму праздничного пития на детских мероприятиях. Например, одному пятикласснику мама разрешает выпивать 100 граммов водки или бутылку пива. Другая родительница даже слегка гордится тем, что они с мужем и сыном-школьником иногда коротают вечера за бутылкой пива. Мол, чтобы не было у ребенка соблазна ходить по кабакам.
Дешевую «безакцизку» в каждом населенном пункте района можно купить в любое время суток. Как-то в селе Гофицком изъяли партию водки, отправили ее на экспертизу, результаты оказались шокирующими: основным компонентом пития был … ацетон. Не успел пьющий люд оправиться от одного шока, а тут другое ЧП: по пьяному делу житель Светлограда кастрировал своего собутыльника бутылочным стеклом.
Еще один молодой человек, находясь в запое, уронил на себя входную дверь. Парень пролежал под гнетом несколько дней, и если бы не соседи, то пополнил бы список жертв Бахуса. Но если он добровольно накачал себя спиртным и сделался беспомощным, как дитя, то у его земляка - годовалого Саши - выбора не было: мамаша частенько оставляла его без присмотра, а когда возвращалась из разъездов, щедро поила сына вином. Объясняла просто: чтобы крепче спал. А заодно не чувствовал голода и холода. Ребенок попал под опеку государства, а мать – на скамью подсудимых.
Все это, конечно, крайности, но они подстегивают усилия служб и организаций, призванных заботиться о подрастающем поколении, снижать его криминогенный потенциал. Когда-то в Петровском районе думали, что решить проблему поможет открывшийся детский дом. Но оказалось, что этого мало. Детдом переполнен, у социально-реабилитационного центра забот тоже хоть отбавляй, в районной больнице месяцами живут дети, которых некуда выписать. В коридорах районной власти поговаривают о необходимости создания центра помощи подросткам, который работал бы круглосуточно. Но осуществлению планов, как всегда, мешают финансовые трудности. Недавно, правда, районной администрации удалось сделать большое дело: выкупили у местной агрофирмы недостроенный физкультурно-оздоровительный комплекс, который после соответствующих вложений может стать одним из лучших в крае.
А пока самое распространенное времяпрепровождение у светлоградских юношей и девушек – танцы под магнитофон. «Греться» в складчину бегают в соседние бары и вагончики - благо, их в городе полным-полно. По словам
В. Зубкова, по осени горячительные напитки отдыхающие могли купить прямо во время танца, их предлагали из-под полы … работники ДК. Сейчас такого нет – последовало публичное наказание, и, кроме того, по адресам веселья зачастил ночной дозор из представителей официальных служб и общественности.