Что такое «рабский труд»
В 2005 году в крае значительно сократилась задолженность предприятий по заработной плате. А что касается долгов по пенсиям и детским пособиям – о них уже успели забыть, нет таковых. И все-таки, по мнению Н. Пальцева, слишком рано делать выводы о больших успехах в борьбе с бедностью на Ставрополье. Вот лишь несколько фактов, приведенных в отчетном докладе. Средняя заработная плата в крае продолжает оставаться более низкой, чем в соседних регионах. На сегодня, если сравнивать этот показатель с величиной прожиточного минимума, один «средний работник» на свою зарплату может содержать только себя и еще одного иждивенца. Таким образом, даже семья из трех человек, имеющая в своем составе лишь одного труженика, обречена на бедность. Доля заработной платы на предприятиях составляет всего 2-7 процентов в себестоимости выпускаемой продукции. Это настолько мало, что труд многих тысяч ставропольчан без всяких натяжек можно сравнивать с рабским. Особенно в сельском хозяйстве, где к тому же продолжает оставаться высоким и уровень безработицы. Многие селяне выживают только за счет личных подсобных хозяйств. Поэтому одна из новых задач министерства в этом году – обеспечить социальную защиту владельцев таких хозяйств.
Начало прошлого года многим запомнилось шумными акциями противников монетизации льгот. Страсти сейчас поутихли. И, как показывают факты, вовсе не из-за того, что льготники устали и смирились. Многие из них от монетизации только выиграли. Краевым льготникам, например, в прошлом году выплачено один миллиард 234 млн. рублей в качестве компенсаций. Более 23 тысяч человек получили бесплатные путевки в санатории. Впечатляет и стоимость льготных лекарств, которые получили в минувшем году ставропольские пенсионеры и инвалиды – свыше 500 миллионов рублей.
И все-таки для социальной защиты инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, безработных и малообеспеченных нужны не только дополнительные средства в бюджетах всех уровней, но и новые законы. Продолжает вызывать тревогу демографическая ситуация, а именно – стремительное старение населения, сокращение год от года количества трудоспособных людей и увеличение числа пенсионеров. А как не оставить без помощи одиноких инвалидов, которых в крае 26 тысяч? Требуется постоянно увеличивать количество социальных работников, строить новые стационарные учреждения соцобслуживания – для престарелых, инвалидов, бездомных. Ведь сейчас постояльцам в таких интернатах тесно – по статистике на каждого приходится около пяти квадратных метров жилой площади, а норма – семь.
Впрочем, как отмечалось на совещании, социальная защита во все времена была проблемной темой для краевых властей. Таковой и остается. Что же касается итогов работы министерства труда и социальной защиты в минувшем году, то в целом она оценена положительно.
А вот на долю первого заместителя министра финансов края Л. Калиниченко, тоже доложившей об итогах года, пришлось гораздо больше критических замечаний. Главная причина, как нетрудно догадаться, - дефицитный краевой бюджет. Хотя участники совещания вполне представляют и объективные трудности, с которыми столкнулся краевой минфин в 2005 году. Главная из них – эксперимент по реформе местного самоуправления, которая в крае началась раньше, чем в других регионах РФ. Это потребовало от министерства коренной перестройки всей системы межбюджетных отношений. А сейчас уже можно говорить о том, что опыт Ставрополья оказался весьма ценным для страны, ведь многие поправки и предложения нашего минфина учтены федеральным правительством.
И все же, как быть с дефицитом краевого бюджета? Что делать большинству муниципальных образований, оставшихся с пустой казной? Как ликвидировать задолженность перед федеральным бюджетом? Вот на эти-то вопросы в краевом минфине нет пока готовых ответов. Отсюда и критика его работы. Начало которой, кстати, было положено на январском совещании в ПСК, которое проводил полпред президента в ЮФО Д. Козак. Теневой сектор экономики на Юге России, и в частности на Ставрополье, продолжает расти – было заявлено тогда. И вновь подтверждено вчера. Миллиардные доходы уводятся от налогообложения «в тень», крупные фирмы и банки, работающие в крае, львиную долю налогов перечисляют в другие города и веси, оставляя краю крохи, в то же время вполне честные предприниматели и «чистые» предприятия подводятся под процедуру банкротства. Доходов же в краевой бюджет все меньше и меньше. Что со всем этим делать, минфин пока сказать не может. «А под лежачий камень вода не течет», - констатировал А. Черногоров. При этом губернатор очень надеется на нового руководителя министерства финансов СК В. Шаповалова.