Жизнь больше рынка
Сегодня, кстати, о целях заговорили более или менее внятно. Министр образования РФ А. Фурсенко сказал коротко и ясно: «Цель реформы – формирование успешного человека». Заявление возымело действие «момента истины». Дискуссию захотелось продолжить. Ведь, несмотря на языковое благообразие, эта заемная заокеанская формула, будучи калькой с английского языка, в содержательном смысле для российского сознания непонятна. Можно даже с большой долей уверенности утверждать, что до 1991 года в России «успешных людей» просто-напросто не было, нет слова – нет проблемы. В словаре Даля такого понятия нет. Есть «успешник», означающее человека, успешно выполняющего свою работу. Говоря по-русски, мы скажем: «Человек, добившийся успеха», но это не то же самое, что «успешный человек». В литературный язык это выражение не включено, а в Большом толковом словаре оно помечено как разговорное. Попробуйте сказать «успешный Толстой», «успешный Петр I», «успешный Гагарин»… Ничего не получится, не наша, не российская картина мира. И все потому, что это понятие не подразумевает личности. Что такое американская мечта? Заработай миллион, выплати налоги, и ты успешный человек. (И не важно, если личность у тебя примитивная либо убогая). У нас же теперь «заработать миллион» означает во множестве случаев, увы, его украсть. Это не значит, конечно, что все воруют. Это значит, что все так думают. «Успешный человек» - категория экономическая. Даже на себя и собственную личность рыночник волен взирать как на возможное вложение капитала. Как на бизнес. И сразу же возникает вопрос: а если я не хочу быть «успешным», смогу ли существовать в современном рыночном обществе? Смогу ли осуществлять другую жизненную цель? Те, кто смотрит сегодня на рынок как на панацею, пребывают в иллюзии ничуть не меньше, чем те, кто видел панацею в плановом хозяйстве и марксизме. И эта иллюзия успешности и благополучия основана не на законах бытия, а на высоких ценах на энергоносители. Иными словами, как бы мы ни стилизовали жизнь под глянцевый журнал, наше бытие по-прежнему остается и трагичным, и многомерным, и сложным. Нерыночным. Жизнь больше рынка. Именно потому другая, прежняя, мотивация образования никуда еще не делась. Всестороннее развитие личности, максимальные требования к ней, самоосуществление человека на земле. Более того, она востребована самой сутью жизни современного человека, вынужденного пребывать в мире, в котором господствуют непредсказуемость и риск. Как ни странно, но наибольшими возможностями приспособиться к этой усложняющейся жизни обладают не рыночники с их сосредоточенностью на проблемах прибыли, а исключительно творческие личности, развивающие свои мыслительно-интуитивные способности. Мысль и воображение – лучшая защита в борьбе с агрессивным миром. Мысли несут такой мощный заряд, что способны формировать здоровье «из ничего». Приемы мысленного сосредоточения – главные навыки любого процесса обучения. Практикуют мысленную тренировку в спорте, управляемое воображение - в медицине, в педагогике – ускоренное обучение, в менеджменте – «воображение целей» и «общее конструктивное предвидение»…
Проблемы образования во все времена – самые жгучие проблемы самой жизни: науки, культуры, экономики, медицины, армии, новых социальных технологий и, конечно же, рынка, или той ниши, где он естественен и необходим. В Англии то и дело что-то национализируют, что-то приватизируют – идет поиск необходимой меры. Не человек для рынка, а рынок для человека. С тем, что происходит у нас, разобраться сложнее. Мы еще не знаем ответов на многие вопросы. Не превратится ли наше образование в новую коммерческую услугу? Сможет ли в таком случае наполниться качественным содержанием понятие «успешный человек»? Первые выпуски рыночных специалистов, особенно в провинции, дают не самую радужную картину. Иные менеджеры из сельской глубинки, заплатив немалые деньги за свое обучение, работают на ставропольских стройках – да и какой уж тут менеджмент, если покупательная способность населения в десятки раз ниже необходимого уровня. А девочки с дипломами экономиста-юриста-психолога часто заканчивают карьеру в полупустых залах роскошных торговых центров… Но, как бы там ни было, одно преимущество по сравнению с прошлым у нас все-таки есть: возможность выбора. Хочешь удовлетворять потребности рынка – дерзай! Ну а если потребности ума и души – дерзай тоже!