00:00, 3 февраля 2006 года

А водичка не простая - золотая

Вчера в Пятигорске начало работу Всероссийское совещание на тему «Перспективы развития конкуренции на рынке минеральной воды».

Здесь собрались производители минеральной и питьевой воды Юга России и ряда других российских регионов, представителей заинтересованных федеральных структур и ведомств, ученых.

На первом пленарном заседании участники встречи обсуждали самый злободневный вопрос: как бороться с контрафактной и фальсифицированной продукцией. В своем вступительном слове первый заместитель председателя ПСК, руководитель администрации Кавминвод Виталий Михайленко уверенно заявил, что гидроминеральные ресурсы Кавминвод могут с лихвой покрывать растущий спрос на целебную воду. Но богатства кавминводских недр не востребованы в полной мере потому, что на рынке часто правят бал недобросовестные дельцы. И бороться с ними надо не только на государственном уровне. Самим производителям минеральной воды есть резон найти эффективные пути сотрудничества собственных служб безопасности с правоохранительными органами.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко рассказал в своем выступлении, что рост потребления минеральной и питьевой воды в России за два минувших года увеличился более чем на 30%. При этом российский внутренний валовый продукт теряет от 3 до 13 миллиардов долларов из-за подделок: высокий спрос с кажущейся простотой привлекает огромную армию любителей получать сверхприбыли и «работать» под чужими брендами.

- Говоря о контрафактной продукции, следует избежать другой крайности – запугивания людей, что-де все никуда не годится. Это работает не только на руку недобросовестным конкурентам, но и не дает возможности эффективно защищать отечественного производителя, что некоторым иностранным державам очень даже на руку, – сказал В. Страшко. – Минеральная вода в нашей стране может в качестве стратегического сырья стать в один ряд с нефтью и газом.

Россия стоит на пороге вступления в ВТО, и некоторые не очень дружелюбно настроенные его члены – например, США, «пеняют» нам на отсутствие прогресса в борьбе с нелегальным производством контрафактной продукции, на мягкость уголовных наказаний и в целом судебной практики по этому направлению. И для того, чтобы у нас перед носом не захлопнули дверь, необходимо привести правовую базу в этой сфере в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. В. Страшко сообщил, что 14 февраля в российском парламенте пройдут думские слушания по теме контрафактной продукции и все рекомендации, выработанные на совещании в Пятигорске, там будут представлены.

- Внесения поправок требуют практически вся законодательная база, начиная с уголовного, таможенного кодексов, и кончая законами о недрах и об антимонопольной политике, – утверждает В. Страшко. – Кроме того, нужно разработать государственную программу по борьбе с контрафактной продукцией, по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасностью предпринимательства.

Своим опытом борьбы с фальшивками поделился генеральный директор ОАО «Нарзан» Андрей Иванов. Знаменитый кисловодский нарзан начали подделывать раньше всех, подрывая репутацию и целебной воды, и предприятия. Однако после того как «Нарзан» зарегистрировал товарные знаки, фирменный стиль и получил право на использование наименования, в период с 1996 по 2004 год предприятие инициировало более сорока судебных процессов по защите своих прав. И добилось того, что на сегодняшний день нарзан подделывать не решаются.

После перерыва к работе совещания подключился губернатор СК Александр Черногоров, который высказал свои соображения по поводу продвижения.