00:00, 31 января 2006 года

Две истории о людях, которые смогли предотвратить ядерные катастрофы

Хоть не наказали

Отставной полковник Советской армии Станислав Петров удостоен специальной награды международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». В Нью-Йорке в штаб-квартире ООН ему была вручена хрустальная статуэтка «Рука, держащая земной шар» с выгравированной на ней надписью «Человеку, который предотвратил ядерную войну».

«Мы в неоплатном долгу у полковника и должны благодарить судьбу за то, что в критический момент истории он проявил хладнокровие и дальновидность», - заявил на церемонии президент ассоциации Дуглас Маттерн.

Что же за подвиг совершил советский полковник? В ночь на 26 сентября 1983 года, находясь на посту оперативного дежурного в командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении войск ПВО «Серпухов-15», тогда еще подполковник Станислав Петров принял решение проигнорировать показания автоматики о запуске из США по территории СССР пяти межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» с десятью ядерными боеголовками каждая.

Тогда он объявил тревогу ложной и впоследствии оказался прав: произошел сбой системы оповещения. По словам полковника, принимая это решение, он руководствовался здравым смыслом, в том числе полагая, что запуск пяти ракет был бы недостаточен для первого удара в ядерной войне.

- Я счастлив высокой оценкой моего поступка, и меня смущает лишь то, что его называют героическим, - сказал Станислав Петров на церемонии. – Я просто делал свою работу. Кроме того, это был коллективный труд – я был бы совершенно беспомощным, если бы мне не оказывали содействие люди, находившиеся в тот момент у меня в подчинении.

Корреспонденты поинтересовались у Петрова, был ли он в то время награжден или наказан за свой поступок.

- Не случилось ни того, ни другого, - ответил полковник в отставке. – Поначалу, конечно, говорили: «Будем представлять к награде». Но потом назначили государственную комиссию по расследованию причин, которая, как водится, нашла недостатки в моих действиях. Дело в том, что в ее состав вошли люди, по вине которых и произошел этот сбой.

Впрочем, на эту ситуацию есть и другая точка зрения. Ряд экспертов считают, что вся эта история выглядит весьма сомнительно и похожа на некую пиаровскую акцию. Если бы судьбы мира хоть в малейшей степени зависели от единоличных решений оперативных дежурных систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) по обе стороны океана – ядерный апокалипсис, скорее всего, давно бы уже наступил. Хотя бы потому, что на протяжении полувекового стратегического противостояния Соединенных Штатов и СССР в «холодной войне» компьютеры не раз давали сбои.

Известный российский специалист в области стратегических сил, противоракетной обороны и военного космоса генерал-майор Владимир Дворкин отметил, что знает об этом случае, но «ничего Петров не спасал и спасать не мог. Все это чушь собачья».

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал-майор в отставке Владимир Белоус полагает, что это политическая спекуляция, одна из тех, что возникают на Западе всякий раз, когда там пытаются обострить вопрос о «российской военной угрозе» и необходимости усиления контроля за нашими ядерными силами. И он подчеркивает, что подобное происходило и ранее, но с инцидентами быстро разбирались.

Что же касается самой «Ассоциации граждан мира», то в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сообщили, что об этой организации там мало что известно. Сотни организаций используют нашу площадку для самораскручивания, говорят сотрудники ООН. Что же касается названной организации, то, кажется, она известна… своими громкими акциями по защите прав человека в Китае.

Впрочем, как бы ни называли сделанное Петровым, вне всякого сомнения, на наш взгляд, это был поступок.

Девочка вспомнила

Ровно за год до Чернобыльской катастрофы, в апреле 1985 года, недалеко от станции Жабинка (Брестская область, Белоруссия) случилось чрезвычайное происшествие, которое, по мнению некоторых западно-европейских экспертов, могло повлечь страшные экологические бедствия. Если бы сержант срочной службы Юрий Кравец не отогнал пылающий бензовоз от литерного эшелона с ядерными отходами – отработанным топливом Грайфсвальдской АЭС (бывшая ГДР), возможно, пришлось бы отселять жителей Брестской и Волынской областей, а Шацкие озера стали бы мертвыми водоемами…

- Я знал, что в моем распоряжении считанные секунды, но как-то не думал о том, что могу погибнуть сам, - вспоминает Юрий Кравец, ныне первый заместитель начальника управления пенсионного фонда Украины в Житомирской области. – Тогда я проходил срочную службу в Советской армии, и в свои 24 года чувствовал себя намного старше и опытнее сослуживцев. Приходилось сопровождать литерные эшелоны, следовавшие из Восточной Германии через Брест в Красноярский край. Тогда я не знал, что в опломбированных вагонах перевозилось отработанное ядерное топливо с АЭС, однако догадывался – под пломбами таится нечто очень опасное.

В тот апрельский день 1985 года Юрий с сослуживцами сопровождал один из таких эшелонов. В ночь с 12 на 13 апреля он остановился на железнодорожном разъезде недалеко от станции Жабинка, что в 12 километрах от Бреста. Подошел встречный поезд «Москва-Берлин». Юрию не спалось, и он вышел подышать свежим воздухом. И тут вдруг увидел, как между двумя поездами вспыхнул невесть как туда попавший бензовоз. Вокруг него забегали люди. Пламя быстро добралось до кабины.

- Я не мог остаться просто наблюдателем: с одной стороны – мирно спящие в пассажирском поезде люди, с другой – наш эшелон с секретным грузом, - рассказывает Юрий Кравец. – А ведь бензовоз мог взорваться в любую минуту! Разбудив сослуживцев, я подскочил к автомобилю, попытался залезть в кабину, но дверцу заклинило. Кулаком выбил стекло. Боли от осколков, впившихся в руку, даже не почувствовал. Я отогнал бензовоз метров на пятьдесят от путей, а сам помчался обратно, чтобы помочь людям, которые в панике уже выпрыгивали из вагонов пассажирского поезда. Вдруг я увидел девочку лет шести. Она растерянно стояла возле вагонов и что-то лепетала на непонятном языке. Я поднял ее, чтобы подсадить в вагон, и тут раздался взрыв: рванули выгруженные из бензовоза канистры, о которых в суматохе просто забыли. Я заслонил своим телом ребенка и инстинктивно выставил руку в сторону взрыва. Ее буквально изрешетили десятки осколков. Пламенем обожгло руки и ноги. Но боли я не чувствовал. А девочка, к счастью, не пострадала.

Повинуясь приказу начальства, Юрий никому не рассказывал о случившемся целых 15 лет. Но вдруг газета «Голос Украины» в рубрике «Ищу тебя» опубликовала письмо гражданки Германии Барбары Мачуллы – той самой девочки, которую защитил своим телом украинский солдат Юрий Кравец. Спустя годы она не забыла о той страшной ночи и решила разыскать своего спасителя.

«Мы возвращались из туристической поездки по СССР, - пишет Барбара. – Около границы состав остановился. И вдруг увидели горящий бензовоз… Я никогда не забуду, как раздался взрыв и советский солдат закрыл меня своим телом… Мой папа и тот солдат обменялись фотографиями. На обороте фотографии солдата было написано: «Ю.В. Кравец»…

- Мы встретились с Барбарой и ее мамой в Киеве, - продолжает Ю. Кравец. – Тогда собственно и познакомились. Мы пообщались, рассказали друг другу об успехах и неудачах. Вспомнили апрель 1985-го и еще раз поблагодарили Бога за то, что все обошлось.

По мнению немецкой журналистки Софи Рильке, написавшей книгу об этом событии, ЧП на станции Жабинка могло привести к трагедии, сопоставимой с чернобыльской. Но благодаря самоотверженности Юрия Кравца, отогнавшего пылающий бензовоз от эшелона с ядерными отходами, трагедии не случилось.

Юрий Кравец был представлен к медали «За отвагу» и награде ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть». Ждать реакции пришлось… несколько лет. Когда Юрий уже работал инженером в Житомире, из Министерства обороны СССР пришел шокирующий ответ: никакой аварии не было, поэтому ни о какой награде не может быть речи. Сработал жестокий закон советской тотальной секретности – секретный поезд, секретный пожар. Секретный подвиг…

Недавнее ходатайство белорусских и российских экологов о награждении украинского героя орденом «За мужество» утонуло в бюрократическом бумажном океане. «Засекреченный» подвиг Кравца отчасти признали и на Украине – он получил ведомственные знаки отличия. Теперь ряд отечественных общественных организаций направили ходатайство президенту Украины Ющенко о присвоении Юрию Кравцу звания «Герой Украины»…

По материалам информ-агентств российских и украинских СМИ.