У Бога все живы
Именно духовная опора, приобщение к вере помогают людям, страдающим от наркозависимости, вернуться к нормальной жизни, почувствовать себя полноценными членами общества, а не изгоями. Попытки врачей спасти их не принесли успеха, да медицина пока и бессильна искоренить это зло, она лишь в какой-то мере облегчает муки, и то на время. Разумеется, создатели Центра не утверждают, что здесь каждому гарантировано полное выздоровление. В жизни, как и всегда, все гораздо сложнее. Но, знаете, мне о многом говорит даже само его название – Спасо-Преображенский: поистине благородна цель спасения и духовного преображения личности.
Расположился Центр на территории некогда существовавшей близ станицы Темнолесской полевой учебно-производственной бригады, по сути, совсем рядом со Ставрополем. Рядом, но – в сознательно оберегаемом удалении.
- Таким образом мы стремились увести подопечных Центра от нежелательного, далеко не всегда полезного влияния цивилизации, - рассказывает благочинный церквей Михайловского округа, духовный наставник Центра протоиерей отец Игорь Подоситников. - Здесь, среди первозданной природы, у человека появляется возможность прийти по-настоящему к Богу, окрепнуть душой в трудах.
С первого дня в Спасо-Преображенском установлено правило: все, без исключения, трудятся, самостоятельно налаживая спартанский, в общем-то, быт: надо и воды привезти, и дров заготовить, и печь истопить. Растет и свое подсобное хозяйство…. Как вспоминает руководитель Центра Николай Новопашин, далеко не все это приняли, быть может, рассчитывая, что здесь для них нечто вроде профилактория. Сегодня обязательность труда на самого себя уже никем не оспаривается, стала повседневной нормой. В поселение проведено электричество, установлены отопительные котлы, подремонтированы кухня и ряд подсобных помещений. На просторном дворе вольготно чувствует себя стая упитанных гусей, а общая любимица и кормилица корова Меланька обещает в феврале принести теленочка: растет поголовье, растут и заботы. Бдительный страж порядка овчарка Пальма поглядывает на все из своей будки. В двух клетях кролики, в отремонтированном хлеву – поросята, барашки, козлята. Заготовлено и сено, и пять тонн зерна для птицы… Скоро можно будет и в новенькой баньке попариться, это не то что крохотная душевая.
Территория в 40 га выкуплена епархией в собственность. Неподалеку ждет хозяйского внимания обширный, ныне заброшенный колхозный сад, который «колонисты» могли бы взять под свою опеку, но для ухода за ним нужны и техника, и удобрения. Впрочем, работы и без того всем хватает. В жилом корпусе уютно благодаря неплохой мебели и белоснежным занавескам, ухоженным цветам на подоконнике и аквариуму, в углу темнеет экран телевизора, на полке видеотека – фильмы в основном духовного содержания. Во всем чувствуется повседневная забота о чистоте и порядке. А ведь живут-то здесь мужчины…
А с какой любовью оборудовали насельники Преображенский храм! Под него отвели приспособленное помещение, недавно отремонтированное. Совсем небольшой, но очень светлый, даже какой-то радостный, с алтарем на положенном месте, с иконами на сияющих белизной стенах, светится приветливым огоньком лампадка. В ближайшие выходные предполагается провести здесь первую службу. Побывал в Центре и епископ Феофан. Владыка познакомился с укладом, с настроениями ребят, дал им свое архипастырское напутствие и благословение, от души пожелал всем выздоровления и возвращения в жизнь.
К служителям епархии и непосредственно к Николаю Новопашину обращается немало родителей, чьи дети попали в жернова наркотического дурмана. Николай, испытавший на себе страшную судьбу наркомана, конечно, хорошо знает проблемы живущих в Центре. Его самого, говорит он, только вера спасла. И не просто спасла, но призвала: помоги другим страдающим! Однако, принимают сюда не каждого и не сразу, а лишь тех, кто действительно готов пойти по пути спасения. Потому что твердая готовность души – первое условие возрождения человека к нормальной жизни. Одного желания здесь мало: кто же из наркоманов не хотел бы освободиться от зависимости! Далеко не все «ребята» (а возраст их колебался от 20 до 40 и более лет), выдержали испытание, случались побеги, потом кто-то возвращался и снова уходил. Но тогда путь в обитель был ему закрыт, прощали только на первый раз. Зато вернувшиеся действительно сознательно встали на путь выздоровления. Не сразу, постепенно, порой – мучительно… Процесс воцерковления становится в реабилитационном центре главным содержанием каждого дня, начинающегося и заканчивающегося молитвой. В этом – еще и залог нормального вхождения в мир после окончательного укрепления духа. Неразрывная связь с храмом является отныне для этих людей опорой. Ибо в храме каждый найдет понимание, услышит слова утешения и поддержки.
Сегодня в Ставропольском крае уже созданы четыре филиала Спасо-Преображенского центра, а ведут там работу кто бы вы думали? Да те самые ребята из первого «набора», которые сумели встать на ноги. Приезжают к ним за опытом сподвижники из других регионов епархии – Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, где основываются свои реабилитационные центры.
Руководители Центра сознательно ограничивают количество проживающих в нем. Так легче сплотить ранее незнакомых и таких разных людей.
- Жизнь здесь строится по принципу семьи, где у каждого есть ответственность за остальных, есть свои обязанности, - говорит Николай Новопашин. – А объединяет еще и вера. Вера Отцу Небесному, вера в то, что сумеют вернуться к нормальной жизни.
Судьбы здесь – непростые, конечно. На кухне встретился сосредоточенного вида молодой мужчина, хлопотавший у плиты. Сергею всего 31 год, а за плечами – много обещавшая, но, увы, несостоявшаяся военная карьера, разрушенная семья, дочка, подрастающая вдали от отца, раньше срока постаревшие от горя мать и отец. Еще курсантом Ярославской военной финансовой академии Сергей начал «осваивать» героин, это продолжалось и в годы службы, пока в конце концов не выгнали из армии. И служил вроде бы почти рядом с отчим домом, часть дислоцировалась в Буденновске, а родители живут в Нефтекумске, и вот здесь, на родном Ставрополье, совсем растерял себя. Конечно, семья пыталась помочь, лечился неоднократно, наконец, отец привез его в Спасо-Преображенский центр, откуда Сергей через некоторое время, не сдержавшись, ушел. Да только от себя не уйдешь. В начале осени вернулся. Приняли, не оттолкнули.
- Мостов в прошлую жизнь у меня нет, - каждое слово с трудом дается Сергею. – Посмотрел на дочку, и страшно стало: как она будет дальше расти с таким отцом? Здесь молитва спасает, особенно когда вдруг так тяжко станет… А после общей молитвы легче на душе.
Ставропольский паренек Саша уже год держится без наркотиков. Но прежнее окружение не давало покоя, поэтому он – здесь. Вера привела его в эту необычную семью-общину из родной, благополучной семьи. В городе нигде не мог найти желанного покоя, а в Центре увидел воочию, как ребята поднимаются, оживают. Ему же всего 21, но если считать, что с 16 лет связан с зельем, «стаж» получается изрядный.
В последнее время все чаще обращаются к отцу Игорю и Николаю Новопашину не только наркозависимые, но и жертвы игромании. Она сегодня становится в один ряд с наркотиками по степени влияния на души и судьбы. Двадцатилетний Дима проиграл в клубах все, что только мог, после чего привезен был отцом на исцеление. Сейчас парня не узнать, готов целыми днями возиться с купленным Центром мотоциклом, на котором он ездит по разным поручениям – то запчасть для бензопилы привезти, то в сельский магазин. Да ведь не в мотоцикле, разумеется, дело. Он теперь не один, он – с Богом, и с ним его товарищи, которым он нужен. Все они с надеждой смотрят на ребят из первого набора, тех, что выкарабкались. Слава из Георгиевска сейчас водитель при храме. Стас Горяинов возглавил филиал Центра в городе Невинномысске. Летом сыграли ему свадьбу, его Люда (она юрист по образованию) всем очень понравилась. Роман Васильев, привезенный год назад мамой из Черкесска, тоже вполне окреп, но пока никуда не уезжает, помогает здесь и ведет в Михайловске консультации для новеньких.
А в августе прошлего года в городе Михайловске открылся женский филиал Центра. Отец Игорь помог найти подходящий дом, а воглаве филиала стала Елена Руднева, подруга Людмилы Горяиновой. Удивительно то, что сама-то Лена, слава Богу, никак с наркотиками не связана, но хорошо узнала этих несчастных еще в родном Липецке. Пыталась им помочь, да только не знала, как. Неожиданным было предложение поработать с наркозависимыми, а сердце подсказывало: надо. Здесь пока идет период становления, случается - убегают девушки, скучая по «миру». Маются где-то сейчас Галя, Лика, Наташа, Надя, Маша… «На руках» у Лены пока всего четверо, но дело начинает складываться. В глазах у Ольги с Тамарой появилась зримая надежда. И еще они начинают думать о будущем, о том, как откроют у себя швейный цех, будут трудиться.
- Труд необходим обязательно! – убеждена Лена. – Он отвлекает от ненужных мыслей, дисциплинирует. Для девчат я и мать, и сестра. Вижу, тяжело человеку, пробую разговорить, «разморозить». Очень я их полюбила, как будто сама через их беды прошла. А любовь знаете какую силу придает! Не зря говорится – возлюби ближнего как самого себя.
В созданных епархией реабилитационных центрах проходят путь духовного очищения десятки людей, завтра их будут сотни, хотя, конечно, принять всех просто невозможно. Но деятельность служителей Церкви в преодолении большой беды, пришедшей в Россию, служит благородным примером всему нашему обществу.
- Все знают, что наркомании сопутствует целый ряд преступлений: воровство, проституция, растление малолетних, кроме того с ней напрямую связан и демографический кризис, вот почему борьба с пороком – дело всего общества, - говорит епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. – Создаваемые нами реабилитационные центры свою задачу выполняют, но есть задача и более масштабная – необходимо налаживать и развивать профилактику! Посмотрите на социальный срез пораженных наркотиками: среди них отнюдь не только бедные, безработные, куда чаще это дети высопоставленных чиновников, дети из обеспеченных семей. О чем это говорит? О том, что перед нами болезнь духа! Грех, который растлевает прежде всего молодежь, будущее нации. Помогая несчастным, мы должны параллельно думать и о предупреждении болезни, работать на опережение. Профилактика – весьма широкое понятие, не ограничивающееся словами о том, что «наркомания – это плохо». Обществу важно воспитывать нравственно устойчивых детей, и делать это объединенными усилиями. Как поступают в семье, где есть тяжелобольной? Пытаются помочь всеми доступными средствами. Так почему общество отмахивается от опыта тех институтов Церкви, которые готовы предложить уже освоенные меры и способы? Мудрее и дальновиднее воспользоваться таким опытом.
Духовенство епархии и их помощники из числа прихожан, помогающие наркозависимым, несут поистине жертвенное служение, считает владыка Феофан, называя этих людей подвижниками. Ибо им приходится каждодневно сталкиваться с такими трудностями, с такой нравственной опустошенностью и грязью, какую не каждый врач сможет вынести. Прошедшая осенью 2005 года в Москве Всероссийская научно-практическая конференция «Власть, бизнес, общество против наркомании» привлекла широкое внимание общественности во многом благодаря тому, что на ней явственно прозвучал голос Русской православной церкви. Говорилось о том, что можно и нужно сегодня сделать, чтобы победить зло. Впрочем, есть уже и конкретный опыт такой работы, позволяющий с оптимизмом смотреть в будущее.
Над входом в новый Свято-Преображенский храм Темнолесской обители можно прочесть удивительные в своей простоте и силе слова: «У Бога все живы». Значит, у каждого есть надежда, если есть вера.