00:00, 18 января 2006 года

И расправит крылья парусник маака

- Ясчитаю, что многие, невзрачные на первый взгляд, ночные бабочки ничуть не менее красивы, чем дневные тропические. Просто у них красота более утонченная, изысканная. Можно часами разглядывать, любоваться, - говорит Антон. И уточняет: - А вообще некрасивых бабочек просто нет. Каждая по-своему хороша. Ни одной лишней детали в их крылышках нет, все отточено эволюцией.

До революции в России действовало весьма сильное энтомологическое общество, которое мало чем уступало британскому или французскому. Но затем традиция была прервана, и сегодня в странах Запада коллекционеров бабочек на порядок больше, чем в России. Там это увлечение уже превратилось в хорошо отлаженный масштабный бизнес. Например, на острове Папуа - Новая Гвинея живет самая крупная бабочка - птицекрылка Александра. Местные жители и правительство острова ревностно следят за тем, чтобы ни одно яйцо, ни одна куколка, ни одна живая пара имаго не оказались за пределами своего крайне узкого ареала. Любая попытка контрабанды карается длительным тюремным заключением. А потому пара высушенных имаго птицекрылки Александра у коллекционеров стоит от пяти тысяч долларов.

Впрочем, есть тысячи других видов великолепных бабочек. Во многих тропических странах круглогодично работают фермы по их разведению. По сути, это обычные оранжереи, где рождаются, нагуливают жирок и окукливаются разновидности бабочек, в том числе и редкие. По заказу коллекционеров их яйца или куколки самолетом в специальных контейнерах в считанные часы переправляют в страны Европы, Америку, Японию. Там в садках куколки превращаются в прекрасных имаго. А дальше у каждого экземпляра своя судьба. Одному - укол нашатырным спиртом в грудку, и он на века превращается в чудное украшение. Да-да, при правильном хранении бабочки сохраняют свою красоту десятки и даже сотни лет. Другому суждено несколько часов пожить в виде изысканного сюрприза. «Фонтаны» из тропических бабочек – это когда на банкетах разом выпускают сотни разноцветных имаго - становятся излюбленным развлечением не только западных, но теперь уже и российских миллионеров. Третьих, прежде чем заморить, спаривают, получают яйца для дальнейшего разведения. Ну а самые удачливые попадают в «дома бабочек». Это большие оранжереи, куда заходят посетители и любуются порхающими живыми самоцветами. На Западе таких «домов» множество. В России же первый появился недавно - в московском зоопарке.

Понятно, что и у Антона брезжит мечта поставить оранжерею с бабочками в Пятигорске или другом городе – курорте. Но это дело дорогостоящее. Тем более что в нашем климате «дом бабочек» надо основательно отапливать.

Ну а пока хватает «земных» забот. На выставке бабочек в пятигорской Академической галерее, где Антон работает экскурсоводом, хозяин этой - одной из лучших в стране - частных коллекций, кандидат биологических наук Валентин Тихонов затевает масштабное переустройство. В экспозиции появится значительное количество живых экспонатов. Возможно, даже садок с живыми тропическими бабочками. Да и свое личное хозяйство Бирюков намерен расширить: соорудить при частном доме в Кисловодске некое подобие оранжереи для бабочек. А главное – с конца апреля начнется массовый вывод имаго в садках. Тогда, как говорит Антон, придется забыть и про сон, и про все остальное. В прошлом году Бирюкову в домашних условиях удалось получить потомство от голубянки предкавказской – краснокнижного вида бабочки, которая обнаружена только в окрестностях Кисловодска. Вот и в этом году он ожидает интересные выводки. Одними из первых явят миру свою красоту парусники маака.

Николай БЛИЗНЮК