Вопросы стихосложения или политика?

"Подборки литературных произведений, – пишет Г. Петров из Буденновска, – художественны и гуманны. Они заслуживают оценки на большую пятерку по всем номинациям.

Так держать! Будьте здоровы и счастливы!» «Уже давно, – сообщает семиклассница ставропольчанка Ксения Измайлова, – в нашей семье выписывают полюбившуюся «Ставропольскую правду». Больше всего мне нравится литературная страница, в которой публикуется творчество и писателей, и читателей…». Можно привести и другие строки, ну хотя бы вот эти: «…В «Литературной гостиной» всегда можно встретить серьезную мысль и то, что называется интонацией доброты. Эти качества уходят из жизни. Рассказы и стихи, всегда такие светлые, чистые, мы ждем как откровения, каждый выпуск приносим домой, чтобы перечитать и сохранить… Библиотекари Левокумской библиотеки».

Эти положительные отзывы мы печатаем впервые и лишь потому, что есть в нашей почте мнение, «отличное от других». Автор писем в «ЛГ» В. Шкарупа из Минеральных Вод, редактор газеты «Большевик Ставрополья», секретарь Минераловодского горкома ВКПб, недоволен рядом обстоятельств. Тем, что, не опубликовав целиком его письмо, мы дали на него полемический ответ («СП» за 27.09.05). Автор назвал это непрофессионализмом. Странно, что редактор газеты забыл: с письмами мы работаем по своему усмотрению. Другое дело, если бы речь шла о заказном материале. Мы же, процитировав лишь некоторые абзацы, ответили по существу спорных вопросов. В остальном, что называется, пожав автору руку, выказали и уважение, и расположение.

Непрофессиональным и неправильным считает В. Шкарупа и наше понимание русской литературы. Да помилуйте, Владимир Иванович, мы же не получаем теперь партийных установок! Мы полагаем, что русская классическая литература – это великая история души, отсюда такое внимание к христианским православным ценностям. Владимир Иванович главными считает вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Кто бы возражал, другое дело, что речь идет, скорее, о публицистическом ответвлении нашей классики. Но в ситуации с печально знаменитыми вопросами интересно нечто другое. Похоже, что сегодня обанкротились не только возможные ответы, но и сами вопросы, и тому есть трагические причины.

Неприятно удивило, сколь пренебрежительно отзывается наш критик о ставропольском поэте, члене Союза писателей России: «так называемый поэт…», пишет В. Шкарупа и заявляет, что его стихотворение непрофессионально, поскольку автор не соблюдает стихотворный размер. Однако его название сам Владимир Иванович определил совершенно неверно. Не хорей это (тут наш критик дал маху), а двустопный анапест с гиперкаталектикой на два слога: довольно редкая поэтическая форма. У Пушкина двустопным анапестом написано всего 99 стихотворений, в то время как его любимым четырехстопным ямбом – 21605. Да вот собственно четверостишье, о которое ломаются копья В. Шкарупы:
Свет лучится по спаленке,
В ней убранство, как встарь.
Спит сынишка мой маленький
Под иконкой Христа.

Чтобы понять, что это стихотворение хорошее, необязательно считать ударные и неударные слоги, нужно только иметь душу и чувство русского языка… На основании этих доводов Владимир Иванович делает вывод: «Надо отстранить Св. Солодских от ведения «Литературной гостиной»… (Хорошо еще, что не расстрелять, спасибо, товарищ). И далее: «…такая недоброкачественная работа. Газета неоднократно отмечена как лучшая в России. И в Дагомысе о ней хорошо говорили…» Что-то здесь непонятное с логикой. Газета, в которой находится «ЛГ» – хорошая, а сама «ЛГ» – плохая. Ну да ладно, все мы люди-человеки и прекрасно понимаем: отношения и оценки – чаще всего результат наших идеологических пристрастий. Да автор и не скрывает: «ЛГ» неправильно воспитывает своих читателей». «Страна стоит разоренная», а у нас, дескать, стишки, душа, сочувствие.

Но тогда интересно бы понять, отчего в «Ставропольской правде» существует обратная связь с читателями? Столько вокруг проблем, а люди и размышляют, и о добре стараются не позабыть… Газета, кроме других актуальных тем, разрабатывает тему религиозных конфессий, русского православия и русской литературы. У других народов России вопрос национальной самоидентификации решен гораздо лучше, чем у народа русского. Православие и русская литература – те сохранившиеся области духовного бытия, в которых русский человек способен узнать самого себя. Спасительная работа: за окном XXI века – асфальтовый каток глобализма.

А вообще – простой совет. Хочет Владимир Иванович работать «профессионально и правильно», пусть откроет в «Большевике Ставрополья» свою литгостиную! Мы же искренне пожелаем ему успехов на этом пути.