Рожденные петь потрясли и обаяли
Все участники коллектива имеют прекрасное музыкальное образование – Российская академия музыки им. Гнесиных, Московская и Белорусская консерватории, хоровое училище им. А. Свешникова. Они начинали с исполнения духовной музыки в храме, затем, расширив репертуар, стали выступать в филармонических залах, вышли на мировую сцену. Им аплодировали в Большом театре России, Кремлевском дворце, в престижных залах Прибалтики, Украины, Америки, Израиля и других стран. Причем совершенно разная публика.
Как сказал основатель, бессменный руководитель и дирижер группы Михаил Турецкий (заслуженный артист России, обладатель международного ордена «Золотая Корона»), для новой программы они подготовили около трехсот произведений. Ставя целью подарить своим фанатам яркое шоу, какого еще не было: здесь и современные технологии (к примеру, каждое произведение сопровождалось тематическим видеорядом на огромном экране), и эффектное освещение сцены, и хореографические вставки…
Чем так притягивает зрителей «Хор Турецкого»? В репертуаре коллектива музыка разных народов периода XlX, XX и XXI веков, разных направлений, на десяти языках, в разнообразной обработке, порой экспериментальной и неожиданной, но всегда отменного качества.
Концерт начался с «ассорти» из песен «Широка страна моя родная», «В горнице моей светло», «Беловежская пуща», «Червона рута» и других. Это на разогрев. А дальше зазвучала мировая опера, и зал «переносился» в Италию, Францию, Германию, старинный Петербург… Свадебный марш Вагнера из оперы «Лоэнгрин» сменила знаменитая песенка герцога о том, что «сердце красавицы склонно измене», затем предстал Кабалетто Монрико из оперы Верди «Трубадур». Михаил Кузнецов, обладатель редчайшего, необычайно высокого для мужчины голоса – тенора-альтино сразил публику своим исполнением женской арии «Царица ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта» для колоратурного сопрано. Куплеты Мефистофеля, «Тореадор», бродвейский «Призрак оперы», и вдруг «Jingle bells», переходящий в «увезу тебя я в тундру». Чувство юмора, как и тонкий вкус, сопровождали всю программу.
Оперного тенора Валентина Суходолеца нельзя было не запомнить после его партии Ленского. А какова была "Пиковая дама" с элементами ритм-энд-блюз! А как все "улетали" вместе с "Полетом шмеля", спетым без музыкального сопровождения!
Исполнение а'капелла, да к тому же «вживую», порой даже без микрофона, принималось нашими зрителями с большим одобрением. Атмосфера в зале становилась все более теплой. «Наш паровоз вперед летел…», проезжая все известные «дорожные» напевы: и «платочки белые», и «на дальней станции сойду» с нежным тенором Олега Бляхорчука, и «Постой, паровоз, не стучите, колеса»… Дошла очередь и до супермега-караоке. Экран подсказывал слова, а все дружно распевали «Ты одессит, Мишка», «Поедем, красотка, кататься» вместе с изумительно «объемным» басом Игоря Зверева. А некоторые непоседы из публики даже сплясали прямо на сцене и в проходах зала «Летку-енку».
Всех обаял Артур Кейш, который заменяет голосом сразу несколько музыкальных инструментов – прямо человек-оркестр, и поющий и эстрадные композиции, и джазовые, и классические. Ну а уж Евгений Кульмис – совершенно особый случай. Своим басом-профундо он берет ноты, которые на октаву ниже, чем у простого баса. Его голосом знаменитая «Bell» из «Notre Dame de Paris» звучит непередаваемо… А что было бы, если б Евгений Тулинов так и остался работать в строительной фирме (это после Московской консерватории и Гнесинки-то)? Мы бы тогда не услышали его редкой красоты оперный тенор. Не менее хороши оба баритона – Борис Горячев и Алекс Александров.
Даже самым взыскательным слушателям пришлось по душе виртуозное исполнение «турецкими» дайджеста из нескольких песен легендарных «Битлз». Каждая песня – это целый спектакль из многоголосья, сменяющегося сольными партиями. А уж что творилось с публикой во время ностальгического попурри из «бестселлеров» советской эпохи!
Своеобразный диалог религий прозвучал в подборе мелодий разных конфессий. Католический фрагмент сменялся православным «Отче наш», еврейская литургия – мусульманскими и буддийскими мотивами. В эти минуты казалось, что кругом царят только мир, взаимопонимание и любовь. Вот если бы и в жизни так!
Неудивительно, что ставропольцы никак не хотели отпускать явно полюбившихся артистов, хотя те и так добросовестно отработали целых три часа. И «браво», и буря оваций, вынуждали гостей выходить снова и петь на бис. И гостям, похоже, ставропольцы тоже понравились. Михаил Турецкий отметил, что его коллектив здесь обрел новых друзей, а значит, это только начало нашему знакомству.
В Ставрополе состоялось 51-е выступление арт-группы в рамках турне. От нас коллектив отправился в Ростов-на-Дону на заключительное представление, после которого юбилейные концерты группы пройдут в Концертном зале им. Чайковского и в Кремлевском дворце. Турне проходило при поддержке Сбербанка России. Хочется надеяться, что его щедрость на этом не закончится, благодаря чему мы увидим «Хор Турецкого» снова, и не только в Ставрополе, а и в других городах края.