Личность как национальный проект
По профессии она врач, кандидат медицинских наук, но еще поэт и художник. Мир видится ей в трех измерениях: его недуги, душа, красота. Будучи председателем Ставропольского отделения Союза российских писателей, его задачу она определила как накопление духовного капитала.
- Татьяна Константиновна, не могу не начать с провокационного вопроса. Кто-то радеет о сверхприбылях, и его мощь - материальная - растет с каждым днем. Провинциальный же писатель зачастую не может опубликовать даже тоненькую книжицу, понятное дело, нет средств. Какой же у него будет дух, тем более - духовный «капитал»?
- Как врач я не имею права ни на чрезмерный оптимизм, ни на греховное уныние. А вот что такое дух победы и дух поражения, врачам, как и полководцам, хорошо известно по опыту. Мысли и чувства человека - вещь словно бы невидимая (это же не витрина магазина), но конкретная и в итоге все решающая.
- Союз российских писателей был создан на демократической волне. В Ставрополь-ском отделении Союза всего 14 литераторов. Как это «количество» соотносится с вашими серьезными задачами?
- Знаете ли, не числом, так умением... В нашем союзе три поколения писателей: хорошо известные Георгий Шумаров, Семен Ванетик, Станислав Подольский, Людвиг Коштоян... Среднее поколение тоже яркие личности: Галина Туз с высоким литературным образованием, глубокий, вдумчивый человек Василий Красуля и другие. Случайных людей у нас нет. Силами нашего союза мы провели уже три краевых литературных семинара.
- Слышала, на эту работу вам не раз приходилось сбрасываться по кругу...
- Потому что финансирования нет, это верно, тем не менее десятки людей со всего края были собраны в Ставрополе для литературной учебы. Последний трехдневный семинар, проведенный в октябре, открыл весьма обнадеживающую картину. Несмотря на трудности с изданием, крошечные тиражи и прочее, люди не перестают писать, молодежь тянется к поэзии, читает и думает, растет количество литературных объединений... Провинция не безмолвствует.
- Но удалось ли вам найти талантливых литераторов?
- Когда мы объявили о проведении семинара, нам прислали более сотни прозаических и поэтических работ. Все это мы предварительно прочитали, письменно отрецензировали, а для участия в семинаре отобрали восьмерых прозаиков и около тридцати поэтов. Отбор был сугубо профессиональным и потому строгим. По итогам семинара наши рекомендации для поступления в писательский союз получили прозаик Олег Мельниченко из Буденновска и Любовь Шубная из Александровского - автор детских стихов и самобытной прозы.
Большое впечатление произвела и документально-публицистическая повесть Светланы Бирюковой «Буденновский крест». Это уже изданная работа, на нее приходит много отзывов в Интернете, в Петербурге ее хотят издать повторно. Можно назвать и ряд других интересных имен - Елену Гончарову, Андрея Недавнего, Станислава Ливинского.
- Вы общались с литераторами, приехавшими из разных уголков нашего края. Что осмысливают сегодня пишущие молодые люди? Некоторые аналитики указывают на новые процессы, близкие к миронастроению первых христиан времен упадка Римской империи.
- В душах что-то, конечно, вы-зревает, возможно, это новые неразрушительные импульсы, направленные вовнутрь.
- В то же время общество, лишенное крепкого государственного костяка, становится аморфным, не способным создать действенной системы ценностей...
- Система ценностей существует, но автоматически к ней подключиться нельзя. Необходимо быть личностью. Выстроить собственную личность - может быть, это и есть сегодня наш единственно возможный национальный проект. Такова, кстати, центральная мысль талантливой повести Олега Мельниченко «Копай, Петрович». В этом смысле настроения молодых литераторов симптоматичны.
- У нас при случае любят говорить, что край богат талантами, которые часто воспринимаются как приятное явление природы. Пусть, мол, товарищ сначала создаст гениальное творение, прославит Ставрополье на весь мир, а там разберемся, поможем...
- С конца девяностых годов наш союз тщательно работает с литературной периферией, берет на себя ответственность за ее культурный рост, но в таком случае и нас нужно поддержать - и финансово, и морально. Мы могли бы проводить много выездных семинаров. Литература - это серьезная работа, и кто-то обязательно должен заметить даже в отдаленном уголке талантливого человека. Так по крупицам и собирается духовный капитал, творческая сила общества.
Собственно, краевой литературный семинар обязательно должен завершаться выпуском сборника молодых авторов, как это было раньше и происходит теперь в других российских регионах - Вологде, Иркутске, Рязани. Может быть, тогда мы и «заметим» своих гениев.
- Не возникает ли у вас ощущение, что мы, люди провинции, склонны недооценивать собственные культурные силы?
- Это проявляется по-разному - тут и «остаточное» финансирование, и некоторые моральные «нюансы». Проводятся, скажем, в Пятигорске в юбилейный Лермонтовский год дни поэзии с приглашенными высокими гостями из Москвы. Понятно, что внимание к ним повышенное. Но, по сути, происходит так, что они - законодатели, а гостями выглядим мы. Думаю, писатель должен чувствовать себя на родной земле дома, а не смотреть, когда ему дадут место и время. Другой пример. Наш писательский союз совместно с Гурьевской студией «Слово», Ставропольской детской музыкальной школой № 2 и другими проводил литературную гостиную для детей в краевом Доме детского творчества. Прекрасная акция осталась практически незамеченной краевой печатью, а жаль...
- Но тогда и встречный упрек. На мой взгляд, писатели Ставрополья достаточно безынициативны, если иметь в виду, что слово и есть общественная деятельность писателя. Трудно издавать художественные вещи, но почему нет публицистических выступлений? Вспомним, наши классики никогда не могли молчать...
- Писатели так наговорились в перестройку, что сейчас больше всего хочется заниматься творчеством. Наша классическая литература и то, что является ее продолжением, лучшая система формирования человека. Общество, которое пытается ограничить воздействие литературы, действует в ущерб самому себе...
- В школах сокращают преподавание уроков литературы, но русский язык, будучи художественным по своей природе, стремится сам защитить себя. Мир мы видим прежде всего не рационально, как англичане, например, а внутренними глазами, душой.
- Да-да, именно неповторимые свойства русского языка пробуждают в молодых людях творческие устремления, потому-то литературным объединениям так необходима профессиональная помощь.
- Как вы оцениваете выход альманаха «Литературное Ставрополье» и создание краевого Литературного центра?
- Это и есть создание условий для культурной самоорганизации. Очевидно, что и наша краевая власть, и творческие союзы, несмотря на то, что у каждого свои трудности, начинают глубоко осознавать роль российской провинции в деле сохранения культуры. В провинции люди и скромнее, и реалистичнее. То, что мы хотим, формулируется ясно и просто. Чтобы свобода была повенчана с ответственностью, а писатель в своем творчестве отвечал перед Богом. Должен ведь наконец остановить свою черную работу дух разрушения. И еще одна мысль не дает мне покоя, Нам необходима общеписательская дискуссия. Мы должны встретиться для серьезного разговора - подвести итоги за последние 20-30 лет, проанализировать развитие современной литературы, задать себе вопросы: «Где мы? Что с нами происходит?». Разговор о литературе - это разговор о жизни... Хотелось, чтобы Литературный центр стал местом, где о серьезном можно поговорить по душам.
- Значит, вы приглашаете всех писателей Ставрополья к такой дискуссии?
- Да, конечно.
Р.S. Недавно мы узнали, что поэты Татьяна Третьякова-Суханова и Екатерина Полумискова стали дипломантами престижного общероссийского конкурса имени Виктора Розова. Сердечно поздравляем!