00:00, 3 декабря 2005 года

Доступные «модернисты»

Второй раз в этом году москвичи знакомили нас со своим искусством, и мы точно так же можем сказать в ответ, что были очень рады новой встрече: почти целую неделю сцена Ставропольского академического театра драмы была отдана гостям, приехавшим прежде всего к юным зрителям края. С огромным успехом прошли яркие, поэтичные, музыкальные постановки «Путешествие Маленького Принца» и «Зайка-зазнайка», а также тронувший многих еще в июне спектакль «Петля», обращенный к взрослой публике. Приятно было утвердиться в произведенном летом впечатлении: есть в столице замечательные театры, с добрым, не чернушным репертуаром, не унижающие себя халтурой во время пребывания в провинции.

- Нам очень понравился ваш чудесный город и та доброжелательная атмосфера, в которой нас здесь принимали, - признавались чуть ли не в один голос артисты «Модерна».

Гости отметили, что Ставрополь – из тех немногих городов России, где, как в старые добрые времена, продолжается традиция ежегодных специальных театральных показов детям и юношеству. В Москве этого давно нет, хотя ситуация начинает меняться, и уже многие весьма серьезные театры задумываются, а не включить ли в репертуар постановки для юного зрителя. Вот и в афише «Модерна» присутствуют три детских спектакля, два из которых показали в Ставрополе, а затем и в Пятигорске. Занятые в них молодые актеры театра Надежда Меньшова, Сергей Краснов, Константин Конушкин и Олег Масленников не сомневаются в необходимости работать и для детей тоже. Более того, строят детские спектакли вполне по-взрослому, адресуя их всем поколениям. В театре особенно приветствуются посещения спектаклей родителями и детьми вместе. Кстати, замечено, что многие родители, посмотрев взрослый репертуар, потом приходят уже с детьми и на детский. Значит, этот театр становится для них особенно близок, созвучен. Вообще иметь серьезному взрослому театру хорошие детские постановки – добрый знак, характеризующий коллектив с еще одной профессиональной стороны. Не случайно сегодня даже Олег Табаков задумывается о пополнении афиши МХАТа новыми спектаклями для детей, пока там идет только одна «Ундина». Если театр всерьез озабочен благородной целью воспитания полноценного гражданина, он не может не понимать, что процесс этот начинается с детского возраста. Правда, реализуется он не только в детском репертуаре, так, в «Модерне» ребят восьми-девяти лет можно увидеть и на спектакле «Петля». Да, они воспринимают его на своем уровне, но – воспринимают!

Кстати, по признанию актеров, детская публика сложнее взрослой: чуть только упустил ее – все, пошли посторонние разговоры, шорох конфетных оберток и т. п. Привлечь современных детей в театр - сама по себе непростая задача, не секрет, что многие предпочтут «Маленькому Принцу» боевик или развлекательное шоу.

- Конечно, первыми должны привить ребенку интерес к театру родители, - уверен Олег Масленников. – Если же все пущено на самотек и ребенок целыми днями режется в «денди» или смотрит «видик», встреча его с театром может никогда не состояться!

Да, театру сложно конкурировать с названными развлечениями в части их доступности и непритязательности. Но и качество детской постановки способно сделать много, чтобы противопоставить «Маленького Принца» всем этим черепашкам ниндзя. Ну а для актера всякая роль – момент соприкосновения со зрителем. И Лис в «Принце», и Распутин в «Петле» для того же О. Масленникова – равноправные грани творчества, требующие вложения и профессионального, и человеческого духовного багажа. Разумеется, Распутин занимает большую часть в работе актера, и все, кто видел его в этом весьма противоречивом образе, запомнят надолго и его многозначность, и его непохожесть на ранее сформировавшееся представление, и необычную сценическую выразительность. С такой трактовкой можно соглашаться или спорить, но нельзя не отдать должное исполнительскому мастерству Масленникова и оригинальности мышления постановщика, успешно провоцирующих на раздумья и нас, зрителей.

Актеры «Модерна» – люди, несомненно, много думающие. Причем и каждый сам по себе, и общим, коллективным разумом. Художественный руководитель театра народная артистка России Светлана Врагова сумела соединить в единым духом дышащий творческий организм такие разные таланты. Кстати, гастрольные поездки наверняка такому сплочению способствуют, а театр ездит достаточно много. Ежегодно случаются выезды и по стране, и за рубеж. Недавно поступило приглашение на Международный театральный фестиваль в столицу Ирана Тегеран, в середине января театр туда собирается ехать. Что будет показано – пока не говорится. Быть может, это будет совсем новый спектакль, репетируемая сейчас «Крыса» по пьесе Р. Ибрагимбекова (автора «Петли»).

Попадают в «Модернъ» люди одаренные, независимо от места предшествующей учебы. Так, К. Конушкин и О. Масленников окончили Школу-студию МХАТ, Н. Меньшова – Щепкинское училище. Каждый считает это попадание счастливым моментом биографии, хотя и вспоминает вроде бы с юмором. Как Надежда Меньшова, пришедшая в театр сначала всего лишь в качестве участницы массовой «подтанцовки». Вот эта готовность актера на любую, самую крошечную и незаметную роль – наверное, главное отличительное качество «модернистов», не кичащихся собственной исключительностью. Они и в общении вне сцены по-человечески просты, открыты, доступны. Как они искренне сожалели, что из-за ограниченности гастрольного времени не смогли хорошенько посмотреть Ставрополь… Хотя, признался Сергей Краснов, все-таки успели зайти в Андреевский собор, благо, он недалеко от театра драмы находится. Вот и судите о москвичах: все ли они такие снобы, от страны оторвавшиеся, как о них нередко говорим мы, провинциалы?

Возвращаясь к теме «театр и дети», «модернисты» едины в том, что на просмотр спектакля ребенка нужно настраивать. Делать это должны и родители, и педагоги. И тогда даже такая, в общем, недетская вещь, как «Маленький Принц», будет если не понята сознанием маленького зрителя, то почувствована его сердцем – обязательно. Написал же один такой юный театрал в Книге отзывов: «Большое спасибо Маленькому Принцу за его доброту!..». Он эту доброту оценил своим пока еще малоопытным, но, как оказывается, очень верным чутьем. Между прочим, и актеры многому учатся у детского зрителя. Непосредственности прежде всего, восприимчивости незамутненной.

Пожалуй, в Москве, перенасыщенной театрами (по выражению К. Крока), зрительская чуткость особенно ценна актеру. Как и умное слово критики, никем не купленной, не ангажированной, не «заказанной», по-настоящему грамотной. В столице «Модернъ» честной, справедливой критикой не избалован. Москва – и это ни для кого не секрет – во многом строит культурную жизнь по своим законам, для остальной страны часто непонятным, а то и неприемлемым. Например, там принято (!) судить об уровне театра по… ценам на билеты: чем дороже билет на спектакль, тем, стало быть, этот спектакль привлекательнее и заведомо лучше. Такая чисто рыночная шкала ценностей: хорошее качество не может быть дешевым. Ну в самом деле, может ли быть хорошим, допустим, мобильный телефон стоимостью всего в тысячу рублей? Так и спектакль.

По признанию гостей, публика в Москве тоже отличается от провинциальной. В Ставрополе зритель более доброжелателен. В единственный в городе театр люди приходят как в храм. А значит – совсем с другим настроением. «Зал друзей» – так образно назвал ставропольский театральный зал один из актеров. Ей-богу, приятно было это слышать. Не за этой ли доброжелательностью едут в регионы столичные театры? Правда, и провинция провинции рознь. Есть у «модернистов» опыт пребывания в некоем областном театре, «насквозь пропахшем щами и макаронами». О каком уж тут храме можно говорить…

- А вообще-то провинция существует и в Москве! – сделал такое вот парадоксальное заявление артист Сергей Краснов. – Все определяется внутренним духовным наполнением стен театра.

Думаю, с ним согласятся все – и взрослые, и маленькие зрители Ставрополя, познакомившиеся с «духовным наполнением» «Модерна» в стенах родного театра драмы, слава богу, не пропахшего щами.