Бог в помощь!
Первый договор между пограничниками и служителями церкви увидел свет примерно семь лет назад. За это время на многих даже самых отдаленных погранзаставах появились часовенки, обустроены комнаты для совершения православных обрядов. Чтобы воины в зеленых фуражках могли исповедаться, принять причастие или просто побеседовать со священником, служители церкви преодолевали сотни километров по труднопроходимой местности северо-кавказских рубежей. Духовные лица заменяют порой молодым солдатам не только психотерапевтов, но и родителей, которым можно довериться и открыться.
За время, прошедшее с момента заключения предыдущего соглашения, много воды утекло. Претерпела реорганизацию пограничная служба, сменились командование Северо-Кавказ-ского управления и духовное руководство Ставропольской епархии. Назрела необходимость подписания нового документа, который, по заверениям обеих сторон, наполнит их взаимоотношения еще более глубоким содержанием. В дополнение к соглашению стороны обменялись литературой по истории развития православия и порубежной службы на Северном Кавказе, владыка передал воинам в зеленых фуражках икону Святителя Николая.
До сих пор взаимоотношения церкви и Вооруженных сил, а также других силовых и правоохранительных структур не регулируются законом. Единственными нормативными документами, по которым они выстраивают взаимоотношения, служат временные договоры о сотрудничестве. Вместе с тем, по словам владыки Феофана, наше общество давно готово к возрождению института военного духовенства. Капелланство ни в коем случае не нарушает конституционных принципов разделения государства и церкви, и вопрос о появлении в армейских рядах постоянно действующих священников не раз поднимался на федеральном уровне. А при епархиях ряда регионов России уже начали появляться специализированные отделы по взаимодействию с Вооруженными силами.