00:00, 16 ноября 2005 года

Права на потоке

Вчера президент В. Путин провел заседание президиума Государственного совета, на котором обсуждались проблемы безопасности дорожного движения. На заседании с докладом выступил руководитель рабочей группы, губернатор Ставрополья А. Черногоров.

Из уст президента страны прозвучал ряд программных заявлений, касающихся ситуации на российских дорогах. Глава государства назвал главным критерием оценки эффективности деятельности ГИБДД снижение аварийности. Он также подчеркнул, что, согласно анализу, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения. «Очевидно, что ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов, - сказал президент. - Считаю, мы должны повысить требования к качеству подготовки водителей. Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги и получай права», - отметил В. Путин.

За прошедшие пять лет деятельности Государственного совета эта тема уже косвенно затрагивалась. В октябре 2003 года рассматривался вопрос об основных направлениях транспортной политики страны. По итогам обсуждения президентом дан ряд поручений федеральному правительству. В частности, уже готов и выносится на ближайшее заседание правительства проект транспортной стратегии страны.

А. Черногоров, в свою очередь, также констатировал неутешительные факты. Только в 2004 году произошло свыше 208 тыс. ДТП, в которых погибли 34,5 тыс. человек. В результате аварий постоянно растет число инвалидов, уходит из жизни наиболее трудоспособная и перспективная часть населения. Люди в возрасте от 26 до 40 лет составляют сейчас более четверти погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Что касается ущерба, который наносит эта ситуация экономике России, то и здесь цифры настораживают. За последние четыре года экономический ущерб оценивается в 2,2–2,6% валового внутреннего продукта страны. В 2004 году он в абсолютном выражении составил 369 млрд. рублей. Фактически это сопоставимо с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики, таких, например, как электросвязь. А значит, речь стоит вести о безопасности страны.

А. Черногоров остановился на ряде критических выводов, к которым пришла рабочая группа. Так, система государственного управления в области безопасности дорожного движения не структурирована в целом по уровням управления (от федерального до местного), то есть не закреплены на каждом из уровней компетенция и ответственность по конкретным направлениям деятельности. Ряд функций (планирование, учет, анализ, контрольно-надзорная деятельность) принадлежит органам госвласти разной ведомственной принадлежности, независимость и узкая специализация которых порождают противоречия и несогласованность. Итог - снижение эффективности действий. Отсутствуют и критерии оценки эффективности деятельности органов госуправления в области безопасности на дорогах. А значит, невозможно установить основания и меры ответственности.

Кроме того, система государственного управления не обеспечена эффективными механизмами стимулирования участников дорожного движения к правомерному поведению. Сегодня на федеральном, региональном и местном уровнях нет системы финансирования мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По сообщению пресс-службы губернатора, рабочей группой был собран обширный пакет предложений от 70 субъектов РФ, в том числе и от Ставрополья.