00:00, 8 ноября 2005 года

На автобусе – по рельсам

А начал Александр Лубягов с того, что напомнил: ровно два года назад было создано ОАО «Российские железные дороги», все акции которого находятся в руках государства. Итоги двухлетней работы компании весьма неплохие: объемы пассажирских перевозок возросли на пять процентов, грузовых – на шесть. Примерно такой же рост достигнут в Минераловодском отделении.

Улучшено и качество обслуживания. Так, за три минувших летних месяца перевезено 554 тысячи пассажиров. В принципе, спрос был удовлетворен. Дефицит мест наблюдался только в составах на Санкт-Петербург и Черноморское побережье. Поэтому решено к будущему лету добавить по одному поезду на эти направления. А. Лубягов напомнил, что раньше с Кавказских Минеральных Вод на Урал можно было попасть только с пересадкой в Москве. И вот недавно начал курсировать прямой поезд на Пермь, который проходит через Екатеринбург. В прошлом году пустили электропоезд по маршруту Ростов – Минеральные Воды. В этом году здесь курсируют уже два состава. И эти электропоезда пользуются большой популярностью. Сейчас к ним подвязывается расписание электричек на Кисловодской ветке. Так что скоро от Ростова до Кисловодска можно будет доехать за семь часов 20 минут. Весьма популярен также электропоезд Краснодар – Минеральные Воды, который пустили в этом году. И в порядке изучения потребительского спроса ввели поезд Минеральные Воды – Белореченск. Во всех этих электричках есть вагоны первого, второго и третьего класса.

Что касается грузового транспорта, то в этом году по сравнению с прошлым в два раза увеличились объемы перевозок зерна. Значительно увеличилась транспортировка нефти: только за октябрь Минераловодское отделение перевезло ее на 33 тысячи тонн больше, чем год назад. Но, несмотря на все победные реляции, признал Александр Лубягов, сейчас объем перевозок грузов составляет лишь 29 процентов от уровня 1988 – 1990 годов.

Отделение дороги в сотрудничестве с правительством Ставропольского края проводит мероприятия по обеспечению безопасности пассажирских пригородных перевозок. На всех вокзалах и платформах Кисловодской ветки установлены системы видеонаблюдения. В этом году за счет средств из резервного фонда губернатора были оборудованы системами видеонаблюдения и 10 электропоездов. Кроме того, в бюджете Ставропольского края предусмотрено еще 15 миллионов рублей на государственную поддержку железнодорожного транспорта. Планируется, что в ноябре эти деньги выделят, и тогда до конца года все 24 электропоезда будут оснащены видеокамерами. Таким образом, сотрудник милиции, который находится в нерабочей кабине, будет видеть все, что происходит в вагонах и тамбурах.

Эта система также позволила выявить контролеров, которые собирают деньги с пассажиров, а квитанции не выписывают. Из 15 контролеров было изобличено восемь. Все они уволены с железной дороги, а материалы переданы следственным органам для возбуждения уголовного дела. Но Александр Лубягов обратил внимание, что пассажиры, которые таким образом оплачивают проезд, сами провоцируют повышение тарифов. Ведь компания не получает соответствующих доходов и, следовательно, вынуждена повышать цены на билеты.

Впрочем, служба контролеров-ревизоров скоро будет реорганизована. Где-то с декабря контролеры станут разъездными билетными кассирами на тех направлениях, где есть остановочные площадки без касс. Что касается железнодорожной ветки Минеральные Воды – Кисловодск, то здесь до конца года на всех станциях и посадочных платформах начнут действовать турникеты. Так что без билета никто в вагон попасть не сможет. Такая система уже три года работает на Московском железнодорожном узле. Там выручка возросла на 20 – 30 процентов.

И тем не менее проблема убыточности пригородных перевозок остается. Как рассказал Александр Лубягов, сейчас они финансируются за счет завышенных тарифов на грузовые перевозки. Но долго так продолжаться не может. ОАО «Российские железные дороги» - это коммерческая организация, ей следует заниматься только той деятельностью, которая приносит прибыль. Пригородный комплекс должен выделиться из состава дороги в компании, которые призваны выполнять социальный заказ. Они будут существовать за счет зарабатываемых средств и дотаций из бюджета субъекта Федерации. Разработаны три варианта создания пригородной компании. Специалистам отделения дороги и рабочей группе правительства края поставлена задача до конца года подготовить всю документацию с тем расчетом, что в 2006 году компания должна быть создана. Если это не получится, то придется либо значительно повышать тарифы, либо отменять убыточные поезда.

Отвечая на вопрос, намерено ли руководство СК ЖД перевести Кисловодскую ветку на переменный ток, Александр Лубягов рассказал, что такой план существует довольно давно. Однако стоимость всех работ составляет порядка миллиарда рублей. Но на такие колоссальные затраты все равно придется пойти. Это связано с тем, что на участке Минеральные Воды – Кисловодск работает контактная сеть, установленная еще в 1936 году. Ее давно пора менять. А раз так, есть смысл установить более совершенную, более экономичную сеть переменного тока. Правда, тогда придется заменить и все электропоезда, поскольку те, что имеются сейчас, могут работать только от постоянного тока. В этом году на проектирование новой контактной сети и установку части опор выделено 50 миллионов рублей, в следующем году планируется еще 100 миллионов рублей на строительство тяговой подстанции в районе Ессентуков. И, наконец, в 2007 году железнодорожники рассчитывают полностью заменить контактную сеть.

Пока этого не сделают, не стоит и говорить о широко разрекламированном плане соединения Кисловодской железнодорожной ветки с аэропортом Минеральные Воды. Да и вообще Александр Лубягов сомневается, что есть смысл пускать электричку до аэропорта. Затраты огромные, а отдача будет мизерной. Не планируется и восстановление железнодорожного сообщения с городом Лермонтовом. Но А. Лубягов выразил готовность предоставить инфраструктуру отделения дороги тому, кто возьмется организовать перевозки и купит, например, рельсовый автобус. Такой опыт есть в Новосибирской области, где создана частная компания, которая успешно занимается пригородными перевозками.

Александр Лубягов подробно рассказал о рельсовом автобусе, на который он возлагает большие надежды. Это новая техника, освоенная Мытищинским заводом. В принципе, он такой же автобус, к которому мы привыкли, но стоит на железнодорожных колесах. Там установлен немецкий дизель на 380 лошадиных сил, две кабины управления, все железнодорожные системы безопасности. Посадочных мест 78, а вместимость 120 человек. Рельсовый автобус может следовать со скоростью до 120 километров в час на расстояние до 400 километров. Сейчас такие автобусы курсируют на участке Ростов – Сальск и пользуются очень большим спросом. Руководитель сообщил, что буквально на днях совместно с правительством края рассматривали вопрос о вводе рельсового автобуса на участках от Ставрополя до Изобильного и до Новоалександровска. Возможно, уже с первого ноября он начнет курсировать.

Помимо пригородных перевозок, есть еще одна болезненная тема – социальная сфера. Например, Минеральные Воды раньше называли городом железнодорожников, добрая половина социалки принадлежала железной дороге. Понятно, что политика изменилась. Но в городе остались объекты, которые железная дорога сама не использует и другим не отдает. Вот уже три года как пустуют и разрушаются здания старой железнодорожной больницы. Разрушается и спортивный комплекс «Локомотив» - вложили 400 миллионов рублей в строительство, а затем бросили здание, даже не закрыв его крышей.

К сожалению, Александр Лубягов подтвердил, что у компании нет возможности содержать социальную сферу. Что касается бывшей больницы и спорткомплекса, то сейчас подготавливается документация, и в ноябре оба объекта будут выставлены на торги.

Поскольку железная дорога в жизни края и особенно Кавминвод играет весьма существенную роль, новый начальник Минераловодского отделения СК ЖД выразил готовность еже-квартально встречаться с журналистами и рассказывать, что происходит в компании.