00:00, 20 октября 2005 года

Обыкновенная жизнь

СевКавГТУ сотрудничает с канадцами с 1995 года, когда проблемы инвалидности впервые в России стали рассматриваться не только как медицинские, но и как гуманитарные, социальные. Собственно, в том и состоит отличие мировой практики от нашей, что люди с ограниченными возможностями во многих других странах являются полноценными членами социума. И признанный лидер здесь - Канада. Как сказала менеджер программы, директор Канадского центра изучения инвалидности Ольга Красюкова-Эннс, на первом этапе сотрудничества с российской стороной нужно было, чтобы властные структуры, общественные организации, вузы, в конце концов сами наши инвалиды поняли, что ограничения состоят не в болезни человека, физической или психической, а в тех барьерах, которые создает для него общество, государство. Если улица, школа, кинотеатр не имеют пандуса, не приспособлены для передвижения ребенка-колясочника, то его удел – быть запертым дома. Если образование он может получить только в специальном учебном заведении, коррекционном интернате, то у него не будет разнообразия человеческих связей, дружбы со сверстниками во взрослой жизни, возможности создать семью. Самый первый канадско-российский проект и был нацелен, по словам О. Красюковой-Эннс, на то, чтобы люди в России начали задаваться вопросами и менять свое отношение к инвалидам. Следующим этапом, в частности в Ставрополе, было создание в ряде учебных заведений условий для адаптации детей-инвалидов в обществе. Для этого в двух школах и колледже, а также в самом СевКавГТУ перестраивались туалетные комнаты, достраивались пандусы. В школах появились классы, куда принимают детей с ограниченными возможностями и где они учатся вместе со здоровыми сверстниками. Некоторые из этих ребят уже стали студентами техуниверситета, а на кафедре социологии и социальной работы сейчас работает молодая преподавательница, физические ограничения которой не мешают ей вести занятия, писать диссертацию.

Нынешнее мероприятие – часть третьего блока проекта по инвалидности. Канадские ученые помогают социально-психологическому факультету СевКавГТУ в разработке двух специализаций в сфере подготовки специалистов по социальной работе. Нужно сказать, что сама специальность «социальная работа» появилась в вузах России лишь 15 лет назад. Проблемы инвалидности рассматривались при этом без особого углубления. Москва, Ставрополь и Омск стали пионерами в этой области, войдя в пилотную программу канадско-российского проекта. Специализации, которые разрабатываются в СевКавГТУ, следующие: «Социальная работа с людьми с инвалидностью» и «Социальная работа в сфере психического здоровья». И если с первой на данном этапе многое более-менее уже понятно, то вторая для российской практики - совершенно новая.

Дело в том, что психическое здоровье в мире сегодня понимается гораздо шире, чем у нас. Так, в Канаде принято, что пациент находится в психиатрической клинике лишь во время так называемого «эпизода», то есть острого психического состояния. Затем, если его здоровье улучшается, он возвращается в социум. И вот здесь большую роль в его адаптации играют специально обученные социальные работники. Они взаимодействуют не только с самим инвалидом, но и с его семьей, соседями, друзьями. Делают все, чтобы человек мог жить нормально. Руководитель образовательного компонента проекта, заведующий кафедрой социологии и социальной работы СевКавГТУ, доктор педагогических наук, профессор Валерий Шаповалов, изучавший канадский опыт, рассказал, что там, если у пациента психиатрической клиники, состояние которого позволяет вернуть его в обычную жизнь, нет родственников, то его, как правило,берут в свою семью добровольцы. На многих российско-канадских встречах, добавил В. Шаповалов, шли дебаты о разграничении обязанностей психологов, психиатров и социальных работников. В результате в краевой психиатрической больнице уже появились социальные работники, поле деятельности которых – семья пациента и его окружение.

Новизна учебных курсов, создаваемых в СевКав-ГТУ, заключается и в том, что в вузе намерены говорить об инвалидности как о явлении социальной жизни со студентами всех факультетов и специальностей. Есть целый блок предметов – культурология, философия, история, правоведение, – преподаваемых всем: социологам, автодорожникам, программистам. Это дает возможность вести такие спецкурсы, как «Инвалидность в разных культурах», «Инвалидность в истории России», «Правовые основы инвалидности» и другие. Именно поэтому на проходящих сейчас в университете семинарах присутствуют не только студенты и преподаватели-гуманитарии, но и слушатели со всех факультетов. Уже в октябре две дисциплины – «Социология инвалидности» и «Технология социальной работы с инвалидами» – войдут в учебное расписание.

И спустя некоторое время число профессионалов, наводящих мосты между обществом и людьми с ограниченными возможностями, возрас-тет. А, значит, страна успешно преодолеет еще один переломный момент.