Есенин – Игорь БАРТАШ, Знакомая Дама – Ирина Баранникова

Почитателей великого русского поэта в краевом центре оказалось так много, что работникам театра пришлось вносить в зал дополнительные стулья. И все равно мест на всех не хватило, и поэтому многие зрители вопреки правилам противопожарной безопасности наслаждались двухчасовым действом, стоя в проходах. Спасло от возможных штрафных санкций администрацию театра... первое действие, подготовленное актерами драмтеатра и студентами факультета искусств Ставропольского госуниверситета. Слабая и натянутая игра актеров, их страсть к эпатажу при декламации стихов Есенина вынудили многих ставропольцев покинуть зал. Чего стоит только нецензурный жест, которым, кроме хулиганов, пользуются рыбаки при демонстрации размеров рыбы, отвешенный актером Игорем Барташем прямо в партер, где находилась политическая элита края. Возможно, сие телодвижение по режиссерскому видению должно символизировать «хулиганскую сущность поэта», но большинство зрителей, если не считать «молодой» галерки, приняли его довольно холодно.

Кроме актерских провалов, на зрелищности театрализованного представления негативно, на мой взгляд, сказался сценарный замысел, составленный с большим перекосом в сторону репертуара фольклорных, в нашем случае – казачьих – коллективов.

И если стихи Сергея Есенина о любви к Руси достаточно органично выглядят в исполнении ансамбля «Вольная степь» или в разудалом пении Бориса Бруснева, то «разгул в московских кабаках», когда в народных костюмах отплясывают камаринскую, смотрелся сценой из дешевого голливудского фильма. Однако наиболее безвкусным показался фрагмент, призванный олицетворить творчество Есенина, посвященное «смывшей деготь и воспрянувшей», то есть советской Руси: юноши и девушки, одетые во фраки и вечерние платья, вальсировали, как аристократы XIX столетия, вместо того чтобы маршировать парадными колоннами на стройки века.

В общем, неудивительно, что вторая часть представления, в которой участвовали артисты мировой величины, была встречена ставропольской публикой с куда большим энтузиазмом. Солист Парижской оперы Александр Подболотов, трио «Реликт», заслуженная артистка РФ Татьяна Петрова заставили зал долго рукоплескать, подпевать и щедро «сорить» цветами. А известный актер и режиссер Сергей Никоненко, декламируя «Исповедь хулигана», показал, что непроизносимость, недосказанность в части ненормативной лексики никак не отражаются на художественном исполнении. Кстати, на последней строке «Исповеди»: «Я хочу быть желтым парусом в ту страну, куда мы плывем», зал разразился громом аплодисментов.

Несмотря на все накладки и огрехи, театрализованное представление, посвященное 110-летию со дня рождения Сергея Есенина, в целом получилось. Во многом благодаря тому, что, слушая строки о любви к родной стране, сидящие в зрительном зале люди словно сплотились и, как отметила Татьяна Петрова, поняли, что «на Ставрополье живет не население, а народ, который чтит свои традиции и культуру».

Николай ГРИЩЕНКО