00:00, 19 октября 2005 года

Сам. Но под свою ответственность

Валерий Шаповалов - один из разработчиков закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А потому именно его корреспондент «СП» попросил разъяснить: насколько практика реализации ФЗ № 131 соответствует тому, что задумывалось.

- Еще в июле 2002 года, когда только начали готовить законопроект, было понятно, что у него четыре основные составляющие: организационная, территориальная, экономическая и финансовая. Организационную, территориальную и экономическую части писали мы (я тогда в Министерстве экономического развития работал), а финансовую - Минфин. Мы убеждали финансистов, что те нормативы отчислений, те налоги, которые закладываются для муниципальных образований, явно недостаточны. Что надо и транспортный налог включить, и нормативы отчислений от регулирующих налогов должны быть значительно выше. За это бился и Конгресс муниципальных образований. Но в Минфине были слишком напуганы тем, что всю жизнь в России не хватало денег. А поскольку министр финансов в первую очередь отвечает за федеральный бюджет, то его ведомство и старалось как можно больше денег «стянуть» в центр. Говоря военным языком, мы собрали, обучили армию, расположили ее на выгодных позициях. Вот только патронов солдатам не выдали.

- Судя по вашим словам, подвижки наметились, появилась надежда, что патроны все-таки поднесут...

- Да, действительно, сейчас многое меняется, принимаются важные решения. Отчасти благодаря тому, что мы здесь, на Ставрополье, на практике показали: необходимо укрепить финансовые основы местного самоуправления, иначе придем к профанации закона. В Минфине озаботились, началось движение. Я не говорю, что лавинообразное - деньги «выцарапывать» всегда тяжело. Год, два, пять, десять, но все равно все станет на свои места. Ибо ничто не урегулировано окончательно, пока не урегулировано справедливо.

- Но даже если Минфин передаст еще какие-то источники формирования доходной части бюджета муниципалитетам, это вовсе не гарантирует, что у органов местного самоуправления появятся деньги. Несут ли налоговые инспекции какую-либо ответственность за сбор местных налогов?

- Все говорят о том, что налоговые органы плохо собирают местные налоги. Но это не так. Смею вас уверить – нормально они собирают. Просто лучше собираются те налоги, которые легче администрировать. Я категорически отрицаю, что в соотношении с региональными и федеральными налогами местные собираются хуже. Готов это доказать конкретными цифрами. Да и в целом сбор местных налогов растет. Понятно, что сейчас губернатор не имеет права вызвать руководителя налоговой службы и ударить кулаком по столу, потому что тот федерал. Но недавно президент озвучил инициативу, согласно которой руководители федеральных налоговых служб будут назначаться по согласованию с губернатором. Это дает определенный кадровый рычаг. Да и в любом случае руководитель местного подразделения МНС живет здесь, его дети учатся в здешней школе, ему тоже надо, чтобы в доме было тепло, чтобы он мог по нормальным дорогам ездить.

- Весной на совещании в Кисловодске полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, которого журналисты окрестили «отцом» 131-го закона, говорил, что надо бы в каждом муниципальном образовании проводить публичный аудит. Есть ли надежда осуществить это предложение?

- Безусловно. И первый шаг уже сделан. Во время недавней встречи руководителей субъектов ЮФО с президентом полпред предложил 30 параметров оценки деятельности руководителей регионов. Думаю, что закон будет принят достаточно быстро. Потому что это конкретные шаги по наведению порядка в стране. Нужны жесткие, в цифрах, критерии оценки. Иначе мы будем и впредь рассказывать про космические корабли, которые где-то там бороздят просторы Вселенной.

Точно такие же параметры спустят на муниципальный уровень. В конце года главе органа местного самоуправления придется отчитаться, как он эти параметры выполнил.

- Дмитрий Козак категорически возражал против любой отсрочки полномасштабного внедрения закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем не менее депутаты федеральной Думы решили иначе, установили переходный период до первого января 2009 года. Вы на чьей стороне в этом споре?

- Я считаю, что это огромная, ничем не оправданная уступка. Нет в России таких территорий, которые не могли бы с первого января 2006 года реализовать этот закон. Даже Чечня. Более того, Чечня должна была бы его реализовать даже прежде других. До перехода в Ставропольский край я работал в округе и занимался этими вопросами. Считаю, что в Чечне давно уже пора автоматы обменять на портфели. Избрать власть на местах, дать бюджеты - вот ваши деньги. Построили федералы школу – она ваша собственность. Хотите, взрывайте ее. Но вновь отстраивать ее вы уже будете сами, на свои деньги. Я считаю, что там административная реформа – это фактор стабилизации. Пусть себе «воюют» в залах заседаний.

- На совещаниях, в том числе и на нынешнем, много говорят о частных вопросах. Но никто не вспоминает, ради чего все это. Ведь если не возрастет социальная активность населения, то реформа местного самоуправления теряет смысл...

- Что касается достижения основной цели, то абсолютно никаких проблем в этом я не вижу. Вы у себя дома сами распоряжаетесь своим кошельком и сами решаете свои домашние вопросы. И вам совершенно неинтересно, если какой-то дядя с соседней улицы будет указывать, что и как делать. Местное самоуправление – это решение под свою ответственность во-просов местного значения самим населением. Все задумывалось для того, чтобы сказать: вот твои полномочия, вот мандат, вот финансовое обеспечение. А теперь сам решай, что будешь делать. Так живет весь цивилизованный мир.

- Но ведь у нас совсем другой менталитет. Мы привыкли: «Вот приедет барин – барин нас рассудит»...

- Да, нас 80 лет приучали: есть решение пленума ЦК КПСС, есть шестая статья Конституции о руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Как они укажут, так ты и делай. Но история показала, к чему это ведет. Сейчас мы просто возвращаемся к опыту земства, отечественного местного самоуправления, которое восходит к Новгородскому вече. Да и наша деревня испокон века жила общиной, сама решала все вопросы.

- Какие-то проблески социальной активности, например в Ставропольском крае, вы видите?

- Раньше для того, чтобы выбрать депутата в представительный орган местного самоуправления, его приходилось где-то «отлавливать», уговаривать баллотироваться, потом чуть ли не за ручку водить на сессии. Теперь на должности глав местного самоуправления конкурсы, как в хорошие вузы. Где-то до 19 кандидатов доходит, но в среднем семь человек на место. В депутаты мы тоже никого не зазываем, сами идут. Считаю, основная причина такой активности - люди поверили, что в их силах решать вопросы устройства жизни в своем городе, селе.

- Здесь я мог бы вам возразить. Есть и другие причины...

- Я примерно догадываюсь, что вы имеете в виду. Но мы будем добиваться, чтобы человек баллотировался в органы местного самоуправления лишь за тем, чтобы делать лучше жизнь земляков, соседей, своих детей. В целом же тенденция идет в том русле, на которое рассчитывали, когда этот закон писали. А пока возьмем за данность: сломали одну огромную систему, а другую еще не построили. Ведь 95-й, 131-й законы - это только первые шаги на пути к цивилизованному самоуправлению. С точки зрения истории прошел такой короткий промежуток времени…

- Самоуправление предполагает изрядную долю самостоятельности. Не приходится ли вам как государственному чиновнику сталкиваться с противодействием?

- За тот неполный год, что работаю на Ставрополье, чего только не повидал. В выборных процессах, во взаимоотношениях с органами местного самоуправления командовать уже ох как сложно. Главы, депутаты говорят: извини, меня выбрали, я не только перед тобой, но и перед людьми отвечаю. Взять ситуацию в Пятигорске. Мы рекомендуем: давайте главу муниципального образования вы выберете из состава депутатов, а главу администрации примите по контракту. Вы, народные избранники, задавайте правила игры, а исполнять их, решать, как асфальтировать дорогу, должен профессиональный менеджер. Я считаю, что это самый рациональный подход. Но пятигорчане уперлись: нет, мы хотим всенародно избирать главу. Что ж, это их право – 131-й закон прописывает и прямые выборы. Считаю, что это нормальный рабочий процесс. Меня даже радует, когда люди чувствуют ответственность за свои полномочия.

- Вы верите, что этот закон будет работать, что он не превратится в очередную кампанию, о которой через три года все забудут?

- В России возможно все, но лично я в этот закон верю.