00:00, 7 октября 2005 года

Полуторка на пьедестале

Занялись его возведением тогдашний директор местного совхоза Михаил Деньщиков и, естественно, строительная бригада. Уже в самом начале мощное сооружение вызывало восхищение. Догадывались сельчане, что вскоре на постаменте будет красоваться старый трудяга-грузовик. Как попала во Владимировку эта машина, в подробностях уж не знает никто. Возможно, пришлось бы ей, старушке, доживать свой век на огороде у одного местного жителя, не попадись она на глаза директору совхоза. Так и была решена ее судьба.

Прошло несколько месяцев. Местные механики и слесари восстановили полуторку, и вот однажды праздничным майским утром она, приятно урча обкатанным на стенде двигателем, плавно притормозила у трибуны в центре села. Два с лишним десятка бывших фронтовиков, в гимнастерках и при наградах, по-военному организованно заняли места на скамейке в кузове. Их повезли на митинг в районный центр, в Летнюю Ставку, где люди буквально забросали машину цветами. Шофер, лихо сдвинув на затылок пилотку, взахлеб отвечал на вопросы любопытствующих граждан. Хорошо, сам успел накануне прочитать в журнале статью, из которой узнал, что основой конструкции полуторки стал «Форд – АА», который собирали из импортных блоков на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде.

В 1932 году, когда начал действовать новый автозавод, автомобиль получил название Газ-АА. Вскоре обнаружилось несовершенство фордовских конструкций для наших условий эксплуатации: слабыми оказались рессоры и другие элементы подвески. Поэтому через несколько лет при изготовлении автомобиля применялись уже другие, принципиально новые детали и устройства. А внешне все оставалось прежним. Поменялись и буквы АА – автомобиль стал называться Газ-ММ, то есть модернизированный.

Во время войны эта модель выпускалась в упрощенном виде, отсутствовали передний буфер и правая фара – экономили металл. Тормоза действовали только на задние колеса, открывался лишь задний борт. При массе еще и других упрощений фронтовые водители как огромное достоинство отмечали отличную проходимость полуторки в распутицу, неприхотливость в обслуживании. А как вам, уважаемые владельцы современных «газелей» с инжекторными двигателями, вот этот рассказ фронтового шофера?

- Во время артобстрела осколком снаряда на моем Газ-АА буквально на части разбило карбюратор, а запасного не было. Выручила солдатская смекалка. Приоткрыли с одной стороны капот, на крыло посадили бойца с полным котелком бензина. В нем же пропитали кусок фитиля, да так, что с него аж закапало, и опустили этот самый фитиль в развороченный карбюратор близко к впускному коллектору. Так и доехали пять километров своим ходом до базы ремонтников. Из-под обстрела вышли да еще и технику спасли.

Но вернемся к началу нашего повествования. Покрасовавшись на пьедестале десять лет, наша полуторка была бережно с него снята и своим ходом командирована в Ставрополь для участия в автопробеге машин-ветеранов. Здесь автомобиль получил награды оргкомитета – почетный диплом и солидную денежную премию. Затем спокойно, без проблем и поломок – а это полторы сотни километров - вернулся во Владимировку и вновь занял место на пьедестале.

Да! Позже у этой автомобильной истории появилось достойное продолжение. Алексей Васильев, сменивший своего предшественника на посту руководителя сельхозпредприятия «Владимировское», рядом с полуторкой поставил еще один постамент и возвел на него не менее знаменитую отечественную трехтонку Газ-51. Это тоже хоть и не столь давняя, но уже история нашего автомобилестроения. И я полагаю, что люди, питающие к ней интерес, почитающие ее, сами достойны большого уважения.

Николай ЗИНЧЕНКО