00:00, 7 октября 2005 года

Депутатский отказ

Главные вопросы лежали в экономической плоскости. Их представляла краевой министр финансов Т. Погорелова. Вначале она проинформировала народных избранников о том, как исполнялся бюджет нашего региона в первом полугодии. Некоторые позитивные моменты – превышение плана по доходам, хорошая собираемость отдельных налогов, увеличение финансовой помощи из Москвы – не смогли все же перевесить главного отрицательного аргумента. Краевой бюджет-2005 по-прежнему дефицитен. И хотя положение дел не катастрофическое, этот факт существенно влияет на умонастроения, в том числе и депутатов.

Да и объективный анализ говорит об этом. Так, председатель Контрольно-счетной палаты Госдумы края (КСП) А. Колесников рассказал, что краевой бюджет лишь на 52 процента состоит из собственных доходов, все остальное – иные источники, в том числе и трансферты из Москвы, без которых край попросту может задохнуться от безденежья. План по сбору краевых акцизов не выполнен на 100 процентов ни по одному показателю. Оправдались и прогнозы КСП, сделанные относительно наполняемости бюджетов муниципальных образований: денег в них почти нет. А у муниципалов практически отсутствует возможность отстаивать свои интересы при принятии краевого бюджета. Именно поэтому депутатский корпус рекомендует правительству более взвешенно работать и планировать финансовую жизнь Ставрополья, ведь, по словам Колесникова, нужны «быстрые и эффективные решения».

Следующий «денежный» вопрос касался проходящей в крае реформы местного самоуправления. Дума рассматривала проект закона, регламентирующего межбюджетные отношения в нашем регионе. По словам Т. Погореловой, идеология законодательного акта сводится к тому, что край «переходит от необходимого к возможному». «Необходимый» законодательный минимум на Ставрополье уже есть, теперь же настал черед «вариаций» в рамках правового поля. Власть намерена наделить муниципалитеты на уровне районов и городских округов рядом налогов для усиления финансовой самостоятельности. На районном, а не краевом уровне, как сегодня, планируется осуществлять и «выравнивание» бюджетов поселений. Закон также предусматривает гарантии «беднейшим» муниципалитетам, что они не останутся «на бобах». Депутаты поддержали законопроект в первом чтении.

Далее Т. Погорелова рассказала о концепции консолидированного бюджета Ставрополья-2006. Опуская финансовую статистику, можно говорить о том, что краевой Думе сделали предложение, от которого она не могла не отказаться. Минфин представил предварительные цифры, но даже в них бюджетный дефицит составляет 2,6 миллиарда рублей. Напомним, в бюджете-2005 эта цифра застыла на уровне 1,399 миллиарда. Главные причины, названные Т. Погореловой, – большие расходные обязательства края в связи с введением пресловутого 122-го закона и переход от региона к федеральному центру ряда налогов, которые значительно «питали» краевой бюджет. Как следствие - темпы роста расходов намного выше, нежели рост краевых доходов.

Председатель ГДСК Ю. Гонтарь отметил, что в правительственном варианте концепции бюджетный дефицит достигает предельной, оговоренной законодательством цифры. А значит, депутатам не остается какого-либо «люфта», если вдруг наступит непредвиденная ситуация. Аргументация правительства не возымела желаемых результатов. Дума отклонила концепцию. В столь категоричной форме это происходит впервые за последние несколько лет. Теперь из депутатов и финансистов ПСК формируется согласительная комиссия для доработки документа.

Вчерашнее заседание ГДСК можно также считать этапным для сельскохозяйственной отрасли края. Депутаты приняли поправки в закон о государственной поддержке и стимулировании сельхозпроизводства на Ставрополье. Этот закон есть у нашего региона с 1998 года, но современные реалии диктовали необходимость его существенной корректировки. Теперь у нашего региона есть четкие правовые основы стимулирования сельхозпроизводства, а это, по мнению депутатов, улучшит социально-экономическое положение на селе.

В роли стабилизирующего фактора краевой парламент выступил и в вопросе, связанном с ситуацией в Пятигорске. В ГДСК обратилась с законодательной инициативой городская Дума этого города. Она просила назначить выборы в этот представительный орган на второе воскресенье марта следующего года. Напомним, что Дума Пятигорска, согласно отведенным срокам, еще 14 сентября должна была это сделать сама. Не разрешила этот вопрос и территориальная избирательная комиссия, которая в десятидневный срок, если этого не делает Дума, должна была назначить дату. Слово осталось лишь за краевым парламентом. Он не побоялся ответственности. Выборы пятигорских депутатов пройдут 12 марта 2006 года. Принятие этого решения должно разрядить непростую обстановку в городе. Этой целью и руководствовались краевые народные избранники, было подчеркнуто на вчерашнем заседании.

Другая же инициатива муниципального представительного органа – Ставропольской городской Думы – была отклонена. Депутаты краевого центра просили лишить возможности бесплатно ездить на муниципальном транспорте себя и коллег-муниципалов из других городов, районов, поселений Ставрополья. После длительных консультаций ГДСК этот вопрос оставила на откуп самим муниципальным народным избранникам. Федеральное законодательство говорит о том, что местные представительные органы с начала будущего года подобные решения вправе принимать сами.

На вчерашнем заседании Думу проинформировали об исполнении бюджета краевого фонда обязательного медицинского страхования. Депутаты также приняли обращение к нижней палате российского парламента и премьер-министру страны о включении акушерского корпуса городской больницы № 4 Ставрополя в федеральную адресную инвестиционную программу на будущий год, рассмотрели ряд других вопросов.