Каждый дорожник немного синоптик
Зампред ПСК - министр промышленности, транспорта и связи Геннадий Клюшников напомнил, что в ноябре прошлого года зима пришла как раз без предупреждения и поставила под угрозу движение на целом ряде ключевых для Ставрополья направлений. И, по мнению начальника краевого дорожного управления Владимира Елистратова, тогда сработали недостаточно оперативно. Чтобы печальный опыт не повторить, сегодня надо учесть и исправить предыдущие ошибки.
В целом, судя по цифрам, названным в отчете, сделано немало. Например, сданы в экс-плуатацию участки автодорог Элиста-Кисловодск, Светлоград - Благодарный - Буденновск, на стадии завершения обход города Светлограда, полным ходом идет строительство первой очереди объездной дороги Георгиевска, заканчиваются работы на пятикилометровом перегоне Летняя Ставка - Ясный. Всего в нынешнем году на возведение нового дорожного полотна выделено 843 млн. рублей, из них 710 млн. – субсидии и субвенции из казны федеральной. Освоение средств идет по графику, всего к концу года планируется ввести в эксплуатацию 23 км дорог. Другими словами, новых трасс стало в крае больше. Но этого мало. По словам главного дорожника Ставрополья, 60 процентов действующих дорог имеют недостатки «качества дорожной одежды», по «прочности и ровности». И мероприятия, выполненные на дорогах в соответствии с действующей краевой программой по безопасности движения, не решают всех застарелых проблем. Хотя сделано немало: по расширению и укреплению краевых магистралей, устройству обочин, пешеходных переходов, проведена совместно с ГИБДД края ревизия светофорного хозяйства и т. д.
В преддверии зимы завезены тонны песка и соли на случай гололеда, подготовлена снегоуборочная техника. В целом ситуация выглядит удовлетворительно, но далеко не отлично, поскольку многие ДРСУ не побеспокоились об этом своевременно и до сих пор не готовы во всеоружии встретить непогоду. Поэтому много вопросов у Г. Клюшникова было к «героям» прошлогоднего ноябрьского снегопада, когда проезд по дорогам некоторое время был закрыт - в частности, в Новоалександровском, Кочубеевском, Красногвардейском районах, на подъезде к Ставрополю со стороны Невинномысска. Впрочем, все ответственные лица заверяли, что буквально на днях завезут последнюю необходимую тонну песка, отремонтируют технику. Что ж, их слова проверит уже межсезонье и зима, которая может прийти и раньше календарного срока. Чтобы избежать прошлогодних ошибок, дорожники, кстати, оборудовали пять метеопостов. Это для того, чтобы, упреждая капризы «небесной канцелярии», своевременно сгруппировать силы на самых трудных и проблемных участках. Пришло время, когда специалистам по строительству и содержанию дорог пора на время переквалифицироваться в синоптики.
Не меньшая ответственность, как было подчеркнуто участниками совещания, лежит и на муниципалитетах. От их умения взаимодействовать с дорожниками зависит многое.
Вспомнили и о придорожной полосе. Территория, ответственность за благоустройство которой до сих пор ошибочно числят за дорожниками. Тем не менее этим должны бы озаботиться собственники земли – фермерские хозяйства, СХП, муниципалитеты. Но чаще всего они об этом забывают. Вот и зарастает земля за обочинами мусором, «украшается» несанкционированными уродливыми постройками. Чаще всего возникают при дороге разного рода торговые павильоны, размещенные порою с угрозой для безопасности движения. Кроме того, подобные архитектурные излишества препятствуют дальнейшему благоустройству придорожной территории. А это значит, что местной власти пора провести их полную инвентаризацию и навести наконец порядок. Так же, как и с нелегальными рекламными щитами, которые вырастают вдоль дорог хаотично, без ведома местных властей. В качестве примера на совещании приводили администрацию Ессентуков, которая своим распоряжением просто снесла лишнее, оставив только ту рекламу, на размещение которой имелось официальное разрешение.
Вспомнили дорожники и закон, без упоминания о котором в последнее время, кажется, не проходит ни одно совещание, - 131-й – о реформе местного самоуправления. В соответствии с которым содержание части дорог должно быть передано местным властям. Собственно, уже готов перечень, в котором расписано: вот трассы федеральные, вот краевые, вот муниципальные. Но… неясно пока, как будут решаться в связи с этим финансовые вопросы. Российским правительством, правда, уже прорабатывается постановление об учреждении соответственно трех фондов. Но вряд ли ситуация прояснится до принятия бюджета на следующий год. Пока же договорились с муниципалитетами о том, что обслуживание дорог останется за теми же ДРСУ, что и сегодня. У них и техника, и кадры, и опыт.