Жемчужина из Тайваня
В крае сейчас таких учебных заведений 163 плюс 40 филиалов, занимаются в них 23 тысячи детей, в том числе 9 тысяч – на селе. Подводя итоги прошлого года, можно сказать, что школам удалось сохранить контингент учащихся, отсев составляет не более двух процентов. Все учреждения прошли аттестацию и аккредитацию.
Наши музыкальные, художественные школы, хореографические отделения школ искусств традиционно выполняли свою культурно-просветительскую функцию, дав около 10 тысяч концертов в учреждениях общего образования, детских садах, интернатах, домах для престарелых, воинских частях и т.д.
Богат был прошлый учебный год и на победителей различных конкурсов, включая международные. Так, образцовый ансамбль «Радуга» детской хореографической школы краевого центра завоевал главный приз «Золотая жемчужина океана» на Всемирном фестивале народного творчества в Илане (Китайский Тайвань). Учащийся Пятигорской детской музыкальной школы № 1 Андрей Феропонтов стал победителем II Международного конкурса юных пианистов в Казани, он же занял третье место на VI Всероссийском юношеском конкурсе пианистов им. В. И. Сафонова на Кавказских Минеральных Водах. Ученики ДМШ из Новоалександровска завоевали первое место на IV открытом фестивале вокалистов им. Ф. И. Шаляпина в Москве. Стали победителями международных конкурсов в Македонии и Москве учащиеся детских художественных школ из Ипатово и Ессентуков. Этот список можно продолжать.
Достаточно высокий уровень обучения в школах дополнительного образования позволил сделать хороший набор в новом учебном году, невзирая на известную демографическую ситуацию. Он составляет восемь процентов всех детей школьного возраста в крае (при среднероссийском – семь).
Школы удалось отремонтировать, везде будет тепло в холодное время года. Были выделены деньги и на противопожарные мероприятия, хотя, конечно, эта проблема решается сложно.
В ряде территорий, в основном в городах, готовить учреждения к новому учебному году помогли местные администрации. Так, в Ставрополе в хореографической школе на деньги городского бюджета заменена кровля, а в художественной школе заканчиваются работы по вводу единственного в крае «детского» выставочного зала, где регулярно будут выставляться лучшие работы юных художников. Ессентукская художественная школа получила дополнительное помещение для занятий, а всего местная администрация выделила 338 тысяч на подготовку ее к учебному году. В Кисловодске на ремонт художественной школы было потрачено 300 тысяч из муниципального бюджета.
- Сказались ли проводимые сейчас реформы – ведомственные, муниципальная - на работе школ, находящихся в системе министерства культуры? - К счастью, сторонники создания монстра, соединившего бы в своем подчинении и общеобразовательные школы, и школы дополнительного образования, не смогли добиться воплощения этой идеи. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ однозначно высказалось за сохранение сложившихся национальных традиций художественного и музыкального образования детей.
Что касается ситуации в крае, то сложности есть в Кочубеевском районе, где был упразднен отдел культуры и школы дополнительного образования перешли в ведение отдела образования муниципальной администрации. В музыкальных и художественных школах совершенно иная система финансирования, работы с учащимися, оценок, экзаменов, адаптировать их к методикам обычной школы сложно. Но с 1 января 2006 года отдел культуры в районе должен быть воссоздан, и проблема решится.
- Какие еще вопросы обсуждаются на традиционных сентябрьских педсоветах в школах дополнительного образования? - Это, конечно же, прежде всего кадры. Их в крае готовят два художественных училища, музыкальное и училище искусств, а в последнее время - еще и факультет искусств СГУ, отделения Ставропольского государственного педагогического института. Тем не менее если в городе недостатка в преподавателях нет, то на селе, особенно в восточных районах, их нехватка велика. Причины те же, что и в общеобразовательных школах: невысокий заработок молодых педагогов, отсутствие квартир для них. Думается, нужна целевая краевая программа, чтобы средства на эти нужды закладывались в бюджет, как это уже делается для учителей сельских общеобразовательных школ.
Вторая важная проблема – материальная база: ветшают музыкальные инструменты, нет средств на приобретение оборудования и материалов для учащихся художественных школ и т. д. Фактический износ музыкальных инструментов в школах – 90 процентов. В прошлом учебном году край получил для сельских районов инструментов на два миллиона рублей по президентскому гранту. Тем не менее вопрос остается. Решают его в основном сами родители учащихся, все больше через вторичный рынок. Здесь необходим государственный подход, с прицелом на долгий срок.
- В общеобразовательных школах, отделах образования часто жалуются на отсутствие средств, чтобы отправить ребенка на фестиваль, на региональную или российскую предметную олимпиаду. Сталкиваются ли с подобными сложностями школы дополнительного образования? - Сталкиваются, конечно. Но по большей части мы эти вопросы решаем. Так, на поездку на фестиваль в Тайване деньги для ставропольского детского ансамбля «Радуга» дал город, помогли родители. Сейчас при большинстве музыкальных и художественных школ, хореографических отделениях созданы попечительские советы, одна из целей которых - находить внебюджетные средства.