Мужчина сказал – мужчина сделал
Как и призывал президент, они решили учить своих подчиненных «разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества». Напомним, что в послании Федеральному собранию Владимир Путин заметил: «Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. А порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур». Оба документа уже вступили в силу. Особого энтузиазма на местах они не вызвали. «Мы не рукоплещем», - откровенно говорят ставропольские правоохранители. Но приказ есть приказ.
Представители ГУВД Ставропольского края, изучив «свой» приказ чуть ли не с красным карандашом в руке, организовали встречу с бизнес-сообществом, чтобы объяснить суть нововведений. «Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» предложено считать настольной книгой для российского бизнеса.
Отныне проверки и ревизии могут проводиться только на основании мотивированного постановления, подписанного начальником органа внутренних дел или его заместителем, где в том числе указывается и состав группы сотрудников милиции (на случай, если захотят прийти «лишние»). Изымать документы (или их копии) теперь разрешается только с обязательным составлением протокола и описи. Впервые называется и максимальный срок проверки - 30 дней, по результатам составляется акт, причем даже в том случае, если «нарушения законодательства не выявлены». Один экземпляр акта (из трех) вручается бизнесмену. И если все в порядке, то в течение целого года он может размахивать им как флагом перед носом других контролеров, желающих изучить аналогичный спектр вопросов.
- Работать нам станет тяжелее, больше станет бумажной деятельности, - говорит заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК Николай Изотов. - Ведь если раньше наши ведомственные инструкции позволяли не оставлять вещественных свидетельств проведенной проверки, то сейчас этот вариант отпадает.
Надо сказать, что новая инструкция касается только проверок и ревизий криминальной милиции. Их количество, вероятно, действительно сократится. А вот, скажем, запросы, осмотры и проверки по факту совершенного административного правонарушения по линии милиции общественной безопасности по-прежнему могут «радовать» хоть каждый день. В общем, если задаться целью «задушить» чье-нибудь дело, то найти пути можно, считают бизнесмены. Тем не менее в Союзе предпринимателей полагают, что свою положительную роль изменения все же сыграют. В частности, станет тише недобросовестная конкуренция, поскольку привлекать для борьбы с соперниками по бизнесу милицию, а учитывая прокурорский приказ и другие структуры теперь будет либо слишком накладно, либо вообще невозможно. «Особенно если сами предприниматели станут более активно защищать свои интересы, в том числе через суд», - говорит президент Союза предпринимателей Ставропольского края Станислав Поздняков. Он заметил также, что быстро ситуацию не исправишь, и выразил благодарность руководству ГУВД СК…
Приказ В. Устинова «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» может больно ударить по всем контрольным службам. Очень эмоционален, например, абзац, где речь идет о проверках. Он призывает работников прокуратуры «бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции, других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля (надзора)», «решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности», смело привлекать должностных лиц к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а «в случае возбуждения уголовного дела обеспечивать своевременное и качественное его расследование, последовательно отстаивать свою позицию при рассмотрении дела в суде, добиваться справедливого приговора». (Выделено мною. – А. Б.). В целом В. Устинов приказывает принять решительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав бизнеса, особенно малого и среднего. Предлагается также усилить надзор за законностью правовых актов, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и добиваться отмены тех, которые противоречат российскому законодательству. Особое внимание обращается на знаменитый закон № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», генпрокурор просит своих подчиненных обеспечить безусловное соблюдение его требований. А также принимать эффективные меры (в т. ч. уголовно-правового воздействия) по защите предпринимателей «от поборов и вымогательств со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок». Приказ резкий. Во всех смыслах. За его неисполнение В. Устинов грозит «виновных должностных лиц органов прокуратуры привлекать к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения».
- Оба приказа – это очередной шаг власти навстречу бизнесу, - говорит руководитель региональной организации Всероссийского объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей Харитонов, который также является председателем краевого комитета по лицензированию отдельных видов деятельности. – Но проблема заключается в том, что, когда административные барьеры снимаются быстрее, чем нужно, страдает общество. Простой пример. 134-й закон ограничил действия контрольных служб, но выиграл ли от этого простой потребитель? Проиграл. Если в 2000-2001 годах предпринимателей, работающих без санитарных книжек, было очень мало, всего несколько процентов, то сегодня – 27% в среднем по краю, а в Невинномысске – 50%. А ведь это грубое нарушение закона. Во многих западных странах нет лицензирования и государственного контроля, поскольку там самым сильным контролером является гражданское общество. Так отлажена система экономической и общественной жизни, что она не дает возможности работать недобросовестному предпринимателю. В том числе и благодаря тому, что у нас считают стукачеством. Цивилизованный бизнес и в конечном счете потребители только выиграли бы, если бы шел обмен информацией с госструктурами. Пока таких фактов очень мало. Без информации снизу мы вряд ли избавимся от тех проблем, о которые сегодня спотыкаемся.
Остается добавить, что, видимо, не все контрольные ведомства слышали или читали послание президента. Например, налоговый рэкет никто не отменял. Миллиард долларов – такую сумму поступлений от налоговых проверок Министерство финансов РФ заложило в проект федерального бюджета-2006 всего через два месяца после сообщения Федеральной налоговой службы о ликвидации планов по сбору налогов…