00:00, 6 сентября 2005 года

И Бушу не нравятся журналисты, но…

Разговор, в частности, зашел о перспективах российской политической журналистики, которая переживает сейчас не самые лучшие времена. Ее будущее Я. Засурский видит в объективной оценке происходящих в мире событий, развитии толерантности и самостоятельности суждений. По его мнению, прессе мешают традиции партийности, которые заставляют журналистов быть оружием в чьих-то руках. При этом, разумеется, надо разделять труд журналистов и работу политтехнологов по принципу «мухи отдельно, котлеты отдельно».

- Думаю, что журналисты должны сотрудничать с фактами и событиями, - говорит Я. Засурский. - А политтехнологи должны уйти от попыток манипулирования избирателями, поскольку когда они проводят ту или иную кампанию, то играют на реальных проблемах и часто их обостряют. Например, на Украине политтехнологи в борьбе двух групп - Ющенко и Януковича - по существу, сыграли на теме отношений русскоязычных и украиноязычных граждан. И в результате этой акции в стране произошел раскол на Украину западную и Украину юго-восточную. Политтехнологи в этом смысле действовали так, как журналисты не могут действовать. Они разжигали конфликты, которые надо было гасить.

Глава факультета, из стен которого вышли сотни известных журналистов страны, полагает, что в России возможно плодотворное взаимодействие власти, СМИ и общества на условиях объективности и независимости, но «нужны усилия». «Власть должна понимать важность информационной открытости, владельцы изданий – осознавать, что газеты читают не для того, чтобы ублажить их, а чтобы получить полезную информацию. Мне кажется, что в известном смысле необходимо воспитывать и властные структуры, и коммерческие уважать журналистов и журналистику. Здесь мог бы быть полезен опыт западной демократии. Мы видим, какие острые вопросы задают на пресс-конференциях президентам за границей. И президент Буш сказал, что ему не нравятся журналисты, но они являются важной частью политической жизни общества».

Самым влиятельным СМИ Я. Засурский считает не телевидение, а газету. Именно эта форма, по его мнению, требует глубины анализа, продуманности в суждениях, что делает газету и сегодня лидирующим средством массовой информации по влиянию, и прежде всего на думающую элиту. Любопытно, что интерес к прессе «подогревает»… Интернет. «Интернет вернул нас к Гуттенбергу – к тексту, - говорит он. - Когда происходят важные события, возрастает интерес к он-лайновым версиям газет».