Все эти новшества в законодательстве о выборах вызваны изменениями в обществе. Вот, к примеру, законодатель поменял избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы со смешанной на пропорциональную. Потребовалось внесение в законодательство о выборах, о политических партиях изменений, которые, по мнению парламентариев, способствовали развитию политических партий, укреплению их связи с избирателями. Хотя многие участники избирательного процесса считают, что, в общем-то, никто не мешал укреплять эти связи и при предыдущем законодательстве. Было бы желание.

Помимо этого, как показала практика выборных кампаний, существовало немало норм избирательного законодательства, которые не применялись, а в некоторых случаях даже порождали негативные технологии в вопросах правоприменения. Жизнь заставила откорректировать эти позиции.

Наиболее объемные и существенные изменения внесены в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

– Пожалуйста, назовите несколько примеров.

– Вводятся единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления – второе воскресенье марта, и в качестве «дополнительного» дня – второе воскресенье октября.

Предусматривается поэтапный переход на такую систему голосования в регионах, в частности, в 2005 году субъекты РФ могут это делать по своему усмотрению, при этом не допускается совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель был бы вынужден голосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням. За исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.

-Виктор Иванович, а можно пояснить, какую цель преследовал законодатель, вводя единые дни голосования?

– Во-первых, обратите внимание на сроки проведения, это те месяцы, где не такая напряженка, к примеру, в аграрном секторе. К тому же в летние месяцы основная масса населения находится в отпусках, студенты на каникулах. Учитывался и такой немаловажный фактор, что бесконечные выборы вызывают усталость избирателей, снижается их активность, в результате – низкий процент явки, то есть прямого участия населения в управлении государством.

Помимо этого, законодатель, принимая новую норму, имел в виду, что за последние годы в стране появился новый вид бизнеса – грязный избирательный пиар. Пиарщики имеют список выборных кампаний по всей стране. Поработал в одном регионе, тут же переехал в другой, и так гастролируют по всей России, оболванивают избирателей. Единые дни голосования поставят этому серьезный заслон.

Добавлю, что измененный закон отменяет институт избирательных блоков на выборах всех уровней. Тем самым реализуется цель самостоятельного участия политических партий в выборах.

Парламентарии считают, что принятые в последнее время законодательные меры, направленные на развитие политических партий, дают основание полагать, что отпала необходимость их объединения в избирательные блоки для совместного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и участия в иных избирательных действиях.

– Обновленное законодательство устанавливает довольно высокую планку на выборах депутатов в российский парламент. Чем обосновано повышение барьера прохождения партий до 7 процентов?

– Здесь все просто: реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы в стране действовал работоспособный парламент, полностью отвечающий своему предназначению: быть высшим политическим и законодательным органом страны. Конечно, решать его необходимо взвешенно, с учетом опыта других стран. В 1995 году, помните, в бюллетень для голосования в Федеральную Думу были включены 43 партии. Может ли избиратель, зачастую не имея должной информированности, разобраться в этом списке множества партий. В свое время образованы они были не случайно и, очевидно, если не без влияния, то при молчаливом согласии власти, которой было выгодно разобщить население (таким обществом легче управлять, хотя и недолго). В подлинно демократическом государстве власть и особенно общество, если ему не безразлична его судьба, должны быть заинтересованы в сохранении влиятельной оппозиции, так как она не дает обществу закиснуть, стимулирует качественное движение к прогрессу.

Впрочем, если говорить по большому счету, – в России сегодня лишь небольшое число партий можно назвать собственно партиями, то есть политическими объединениями, которые имеют собственных избирателей, а не группу сторонников броской и злободневной социальной идеи, опыт политической работы, работы с законодательной базой и т.п.

Многие политические группы нередко не имеют представления о том, что такое политика и какой она должна быть в демократическом государстве, да и создаются они порой только для удовлетворения амбиций отдельных личностей, не имеющих какой-либо серьезной поддержки в обществе.

К примеру, на выборах депутатов Государственной Думы в 2003 году из 23 избирательных объединений 11 получили менее чем по 0,5 процента голосов. Ни в одной подлинно демократической стране нет такого количества партий. Поэтому законодатель принял ряд поправок к действующим нормам с целью отсеивания этих несостоятельных партий.

Хотя и здесь, на наш взгляд, не обошлось без перекосов. К примеру, законодателями внесены изменения в закон «О политических партиях» по количеству членов партии для регистрации. Ранее законом предусматривалась норма 10 тыс., теперь она 50 тысяч. Центризбирком да избиркомы субъектов считали, что этого можно бы не делать. Достаточно других факторов в законе, решающих проблемы отсеивания.

– Какие еще существенные изменения внесены в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»?

– Изменены сроки назначения выборов всех уровней. Если ранее предусматривалось решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 80 дней, то сейчас 110 дней и 90 дней соответственно.

Закреплено право местных отделений политических партий выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах;

Законом уточняются нормы, касающиеся сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, порядка проведения агитации, подведения итогов голосования и результатов выборов, референдума. Для укрепления кадрового потенциала избирательных комиссий введена норма, допускающая при формировании избирательных комиссий вводить в их составы не 1/3, а половину государственных и муниципальных служащих.

Современным уровнем развития информационных технологий объясняется предусмотренная в законе возможность проведения электронного голосования. То есть без использования бюллетеня, напечатанного на бумаге. На экране дисплея такого комплекса будет отображаться электронный избирательный бюллетень, форма и текст которого будут аналогичными избирательному бюллетеню на бумажном носителе.

– Некоторые опасаются, что в этом случае появляются широкие возможности для фальсификаций…

– Напротив, тем самым возможность для фальсификаций снижается, поскольку электронное голосование полностью исключает так называемый «вброс» избирательных бюллетеней, то есть надежность и достоверность результатов голосования повысятся. Впрочем, переход на электронное голосование – дело не одного дня, поскольку необходимо серьезное техническое обеспечение. На данном этапе такое голосование предполагается проводить в порядке эксперимента на ограниченном количестве избирательных участков (не более 1 процента от общего количества избирательных участков на территории, где проводятся выборы).

Такой эксперимент может быть проведен там, где имеются соответствующие возможности для организации контроля надежности системы. Его проведение позволит понять, как к этому отнесутся избиратели, будут ли они доверять такому способу отдать свой голос. Только если эксперимент будет удачным, отвечающим вышена-званным целям, электронное голосование получит более широкое распространение.

Кстати, для того чтобы у избирателей не возникало сомнений в достоверности в результатах голосования, полученных с использованием электронно-сенсорного устройства, предполагается отражение в режиме реального времени введенных гражданином отметок на бумажном носителе (естественно, соблюдая тайну голосования).

Таким образом, работа электронного устройства для голосования, его программного обеспечения будет проверяться, в том числе и наблюдателями от партий, кандидатов. Кроме того, планируется предварительная, до возможного принятия решения о его применении в этом небольшом объеме на выборах, общественная экспертиза устройств для электронного голосования с участием специалистов, представителей политических партий, общественных движений, средств массовой информации. Контроль над проведением такого голосования будет осуществляться Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Названные изменения в избирательном законодательстве будут способствовать дальнейшей демократизации нашего общества. Если, конечно, оно само будет в этом заинтересовано, преодолев инертность и равнодушие. В противном случае нельзя исключить ситуацию, когда общество может лишиться и того, что уже достигнуто.

Михаил ЦЫБУЛЬКО