Статус «Национального фильма», присваиваемый Министерством культуры РФ, получили сразу две картины режиссера и актрисы, заслуженной артистки России Натальи Бондарчук. Причем обе они, посвященные Пушкину, еще пока в работе. Случай – уникальный в современном отечественном кино. Это 37-серийный телевизионный фильм «Одна любовь в душе моей» и полнометражный кинофильм для большого экрана «Любовь и смерть Пушкина». Кто поможет Пушкину?

В прошлом году ставропольцы имели возможность увидеть по краевому телевидению четыре из готовых к тому времени серий. Их предоставила Н. Бондарчук, когда приезжала к нам с целью подобрать места съемок эпизодов, касающихся кавказского периода в жизни великого поэта. Поскольку это не мыльная опера и не боевик, то авторы фильма сейчас испытывают трудности с финансированием. Они пытаются привлечь к участию крупных бизнесменов, не чуждых интересам культуры, хотя деловые круги, прямо скажем, откликаются пока еще не слишком активно, ведь отдача от подобных капиталовложений весьма призрачна и мало среди предпринимателей тех, кто способен выступить бескорыстно, как истинный меценат. Тем не менее режиссер надеется завершить работу в январе будущего года – чтобы к очередной годовщине со дня гибели Пушкина фильмы вышли к широкой зрительской аудитории. Кстати, как нам стало известно, обратилась она с предложением о сотрудничестве и к ряду видных ставропольских бизнесменов, и сейчас они думают над этим. Что ж, если кто-то из наших земляков пойдет ей навстречу, Ставрополье может тем самым показать добрый пример всей России.

Выбор темы, героя для картин не случаен, особенно с учетом позиции самой Натальи Бондарчук, известной своими патриотическими взглядами, переживающей за духовное состояние сегодняшнего российского общества, особенно молодежи. Что такое Пушкин для России? «Это наше все», если вспомнить известное вы-сказывание. Это столп отечественной словесности, наш национальный духовный стержень. Просвещать именем Пушкина – в этом видят свою задачу Бондарчук и ее творческая команда. Но знаем ли мы Пушкина так, как должна нация знать величайшего своего гения? Фильмы Бондарчук открывают нам заново судьбу Александра Сергеевича, с ее поэтическими взлетами, человеческими переживаниями, с ее ошибками, трагедиями, утратами. А биография поэта сама по себе – неподражаемый сюжет, если можно так выразиться, богатейший материал не только для пушкинистов-историков и литературоведов, но и для художников, способных мощной эмоциональной палитрой «нарисовать» эту удивительную жизнь. В Наталье Бондарчук счастливо соединились и исследователь, и художник. Много работая с архивными материалами, изучая, казалось бы, по минутам расписанную учеными биографию Пушкина, она видит ее глазами художника и всем сердцем хочет передать нам, зрителям, свое – образное – раскрытие пушкинского феномена.

Съемки обеих картин Н. Бондарчук проводит в местах, где происходили и реальные события. Например, Пушкин в исполнении известного Сергея Безрукова в фильме умирает на том самом диване в кабинете поэта в его петербургской квартире на Мойке, 12. Впервые все пушкинские музеи пошли навстречу работникам кино, разрешив съемки на своей территории: и в Зимнем дворце, и в Петергофе, и в Царскосельском лицее. Подлинность интерьеров, конечно же, создает оптимальный выразительный эффект. Это не декорации, это – сама жизнь. Огромное впечатление произвела на всю съемочную группу работа у нас, на Кавказе, они покорены здешней природой, ее величественной красотой. Можно уверенно говорить и о том, что не останется равнодушным и зритель. Плюс – очень сильный актерский ансамбль. Тут и звезды старшего поколения – Станислав Любшин, Александр Михайлов, Борис Хмельницкий, и сама Наталья Бондарчук, и молодые, восходящие. Многие из них, говорят знатоки, несомненно, станут звездами сразу после выхода фильмов. В частности, Анна Снаткина, исполнительница роли Натальи Пушкиной, недавняя выпускница ВГиКа, а также более опытный Игорь Днестрянский, играющий Пушкина в молодом и зрелом возрасте, он хорошо знаком московским театралам, а в большом кино в главной роли снимается впервые.

– Хотелось бы как можно больше людей у нас на Ставрополье привлечь к участию в создании фильма, – говорит заместитель председателя правительства края Алла Золотухина, активно содействующая работе Н. Бондарчук. – Чтобы этот фильм стал действительно национальным, нашим общим делом. Да, он требует затрат материальных и вложений духовных. Но патриотическая направленность проекта должна привлечь к нему людей, серьезно думающих о судьбах нашей культуры. Разумеется, оборотистые продюсеры куда охотнее берутся за продолжение всяческих бандитских сериалов, приносящих быстрый доход. Поэтому и обратилась режиссер за помощью к руководителям тех регионов, где проходили съемки, и, как я знаю, встретила понимание, например, в Иркутской, Калужской областях, в Санкт-Петербурге.

Речь идет о такой помощи, как размещение, содержание съемочной группы, обеспечение транспортом, что позволяет снизить затраты. Такую помощь, по словам Аллы Федоровны, готовы оказать Бондарчук и власти нашего края. В этих вопросах наш краевой бизнес проявляет определенную социальную ответственность, и это вселяет надежду, что со временем созреет он не только для партнерства с деятелями культуры, но и для покровительства культуре.

К участию в фильме Н. Бондарчук намерена в ходе кавказских съемок привлечь и ставропольских актеров. Во время своих предыдущих приездов сюда она, в частности, знакомилась с труппой академического театра драмы и ряд кандидатур уже наметила. Так что в кадрах будущей картины мы сможем увидеть знакомые по театральной сцене лица. Наверное, со времен съемок знаменитых «Мужиков» в селе Татарка это будет первый случай, когда кинокамера запечатлеет пейзажи и людей Ставрополья.

Нередко мы, встречая гостей Ставрополя, с гордостью сообщаем: а у нас здесь бывали Лермонтов, Пушкин, Толстой, декабристы!.. И при этом чувствуем себя едва ли не причастными к тем давним событиям. Это здорово, это наши корни духовные, и хорошо, что у нас они есть, что мы их знаем и помним, опираемся на них. Однако что же мы-то сами делаем для укрепления этих корней в национальной почве? Смогут ли наши дети и внуки вдохнуть живительный аромат древа отечественной культуры лет этак через двадцать-тридцать?.. Чтобы и впредь крепко росло это древо и осеняло нас своей пышной кроной, должны мы все заботливо ухаживать за ним. Пример в том подает сегодня своей подвижнической деятельностью Наталья Бондарчук. Мы не знаем, какими получатся ее фильмы о Пушкине, мы пока лишь ждем встречи с ними. Но то, что она делает, не может не радовать уже сейчас. Давайте ей поможем! Заодно, глядишь, и весь наш кинематограф начнет выбираться из провального безмолвия, и вновь потянутся люди в кинозалы, где их встретят прекрасные герои, благородные чувства и поступки. Иногда так хочется увидеть просто хорошее кино…

Наталья БЫКОВА