В интерьере перемен?
Есть, однако, в Ипатовском районе и свои радости. Первого сентября примет учащихся новый учебный корпус краевой спецшколы-интерната № 13 в поселке Малые Родники. Начинали возводить эту пристройку еще в 1992 году. Уже тогда необходимость в ней назрела, поскольку интернат располагается в здании, построенном в 1938-м. Лет восемь объект находился на консервации, затем был внесен в план первоочередных действий губернатора, и вот теперь воспитанники интерната смогут заниматься в современных, комфортных условиях. В новом корпусе десять классных комнат, мастерская для обучения столярному и слесарному делу, спортивный и актовый залы, библиотека.
Полным ходом работают и на другом бывшем долгострое – средней школе в городе Ипатово. Этот объект также внесен в план первоочередных действий губернатора края. Кроме того, он финансируется из федеральной программы по капитальному строительству. В текущем году на него выделено около 20 млн. рублей, семь из которых уже освоены. Школа должна быть сдана в эксплуатацию в 2006-м. Нужно сказать, что такого красивого учебного здания (на снимке) в городе еще не было. Почти тысяча детей будет заниматься в 33 просторных классах, тренироваться в двух спортивных залах, к их услугам замечательный актовый зал, столовая, библиотека.
Однако у начальника отдела образования Анатолия Козловского и заместителя главы администрации Ипатовского муниципального района Николая Лапшина голова болит не только по поводу ремонта и строительства образовательных объектов. В этом году, по предварительным подсчетам, за парты в районе сядут на 600 детей меньше, чем в прошлом. И так почти каждое первое сентября вот уже несколько лет. Причин несколько. Во-первых, демографический спад, характерный не только для нашего края, но и для России в целом. Во-вторых, миграция местных жителей в более «хлебные» края. Уезжают специалисты среднего звена, просто молодые и энергичные, увозят детей. Знаменитый в прошлом Ипатовский район нынче экономически совсем не тот.
Вопрос реструктуризации малокомплектных школ поэтому здесь уже назрел. Невозможно при подушевом финансировании образования (в Ипатово на ученика полагается 7600 рублей в год) содержать двухэтажное школьное здание, в котором учатся 60 детей… Вот, например, ситуация в школе поселка Большие Родники. Сейчас здесь 59 ребят, с первого по восьмой класс. А здание – типовое, на 180 мест. Чтобы как-то сохранить школу, отдел образования в одно ее крыло перевел ребятишек из аварийного детского сада. Учились здесь раньше и старшеклассники. Год-полтора назад их решили возить в большую школу в село Золотаревка, но, как выразился А. Козловский, они «рассосались» сами собой. В том смысле, что часть родителей переехала вместе с детьми прямо в Золотаревку, а часть уехала неведомо куда, но, во всяком случае, туда, где есть средняя школа…
А вот история с малокомплектной начальной школой поселка Правокугультин-ского. Ее здание является федеральной собственностью, поскольку принадлежит госплемзаводу «Большевик». Однако хозяйство содержать школу не хочет, а глава взять на свой баланс пока не может. Как объяснил Николай Лапшин, вопрос нужно решать в Москве, куда отправлены соответствующие документы, но ответа нет. В прошлом году с наступлением отопительного периода ситуация вообще приобрела экстремальный характер. Средств на пуск котельной не было, учеников перевели в отапливаемое газом здание конторы, что, однако, было нарушением санитарных норм. Газ «отрезали», отдел образования выделил твердое топливо, до тепла как-то дотянули. Возить же маленьких ребятишек в другую школу за 22 километра родители отказывались, отказываются и в этом году. Получается не учеба, а мытарства.
Нормативное финансирование ставит перед образованием много проблем. По словам директора той же спецшколы-интерната № 13 Алексея Калашника, радость от ввода в строй долгожданного нового учебного корпуса несколько тускнеет, когда работники интерната думают о том, что рассчитано здание на 160 человек, а в наличии чуть больше 90 ребят. В интернате учатся дети с отклонениями в развитии. Часть родителей всегда не хотела отрывать таких ребятишек от себя, хотя, по сути, это единственная для них возможность получить образование и профессиональные навыки. Сейчас появляется еще одна препона. Если раньше директора общеобразовательных школ сами направляли учеников, отстающих в развитии, на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая решала, где им учиться, то сейчас в школах не спешат это делать. Там теперь каждый ребенок на вес золота.
Ибо чем меньше в учебном заведении детей, тем меньше шансов расплатиться за коммунальные услуги и прочее.
И такая подробность: сегодня в районе четыре школы, где учатся меньше 100 учеников, и две - где менее 50. На вопрос об их судьбе А. Козловский ответил, что реструктуризацию проводить придется, подвоз детей в более крупные школы нужно организовывать, но делать это надо поэтапно, объясняя населению необходимость данных преобразований.
А вот что по поводу происходящего в современной школе думает заместитель директора Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования Марина Гурьянова: реструктуризация продиктована самой жизнью - демографический кризис, хроническое недофинансирование отрасли. Большинство из 18 регионов, участвующих в эксперименте, улучшили материально-техническое обеспечение школ, учебно-методическую базу… В некоторых регионах отремонтировали дороги, закупили автобусы. Во многих местах стали проектировать модели сельских школ, отвечающих условиям конкретной территории. Однако практически отсутствуют сведения, что при этом произошло с качеством образования, как изменились кадровая политика, финансирование. Сельские педагоги в целом реструктуризации не одобряют…

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
