00:00, 20 августа 2005 года

В интерьере перемен?

Есть, однако, в Ипатовском районе и свои радости. Первого сентября примет учащихся новый учебный корпус краевой спецшколы-интерната № 13 в поселке Малые Родники. Начинали возводить эту пристройку еще в 1992 году. Уже тогда необходимость в ней назрела, поскольку интернат располагается в здании, построенном в 1938-м. Лет восемь объект находился на консервации, затем был внесен в план первоочередных действий губернатора, и вот теперь воспитанники интерната смогут заниматься в современных, комфортных условиях. В новом корпусе десять классных комнат, мастерская для обучения столярному и слесарному делу, спортивный и актовый залы, библиотека.

Полным ходом работают и на другом бывшем долгострое – средней школе в городе Ипатово. Этот объект также внесен в план первоочередных действий губернатора края. Кроме того, он финансируется из федеральной программы по капитальному строительству. В текущем году на него выделено около 20 млн. рублей, семь из которых уже освоены. Школа должна быть сдана в эксплуатацию в 2006-м. Нужно сказать, что такого красивого учебного здания (на снимке) в городе еще не было. Почти тысяча детей будет заниматься в 33 просторных классах, тренироваться в двух спортивных залах, к их услугам замечательный актовый зал, столовая, библиотека.

Однако у начальника отдела образования Анатолия Козловского и заместителя главы администрации Ипатовского муниципального района Николая Лапшина голова болит не только по поводу ремонта и строительства образовательных объектов. В этом году, по предварительным подсчетам, за парты в районе сядут на 600 детей меньше, чем в прошлом. И так почти каждое первое сентября вот уже несколько лет. Причин несколько. Во-первых, демографический спад, характерный не только для нашего края, но и для России в целом. Во-вторых, миграция местных жителей в более «хлебные» края. Уезжают специалисты среднего звена, просто молодые и энергичные, увозят детей. Знаменитый в прошлом Ипатовский район нынче экономически совсем не тот.

Вопрос реструктуризации малокомплектных школ поэтому здесь уже назрел. Невозможно при подушевом финансировании образования (в Ипатово на ученика полагается 7600 рублей в год) содержать двухэтажное школьное здание, в котором учатся 60 детей… Вот, например, ситуация в школе поселка Большие Родники. Сейчас здесь 59 ребят, с первого по восьмой класс. А здание – типовое, на 180 мест. Чтобы как-то сохранить школу, отдел образования в одно ее крыло перевел ребятишек из аварийного детского сада. Учились здесь раньше и старшеклассники. Год-полтора назад их решили возить в большую школу в село Золотаревка, но, как выразился А. Козловский, они «рассосались» сами собой. В том смысле, что часть родителей переехала вместе с детьми прямо в Золотаревку, а часть уехала неведомо куда, но, во всяком случае, туда, где есть средняя школа…

А вот история с малокомплектной начальной школой поселка Правокугультин-ского. Ее здание является федеральной собственностью, поскольку принадлежит госплемзаводу «Большевик». Однако хозяйство содержать школу не хочет, а глава взять на свой баланс пока не может. Как объяснил Николай Лапшин, вопрос нужно решать в Москве, куда отправлены соответствующие документы, но ответа нет. В прошлом году с наступлением отопительного периода ситуация вообще приобрела экстремальный характер. Средств на пуск котельной не было, учеников перевели в отапливаемое газом здание конторы, что, однако, было нарушением санитарных норм. Газ «отрезали», отдел образования выделил твердое топливо, до тепла как-то дотянули. Возить же маленьких ребятишек в другую школу за 22 километра родители отказывались, отказываются и в этом году. Получается не учеба, а мытарства.

Нормативное финансирование ставит перед образованием много проблем. По словам директора той же спецшколы-интерната № 13 Алексея Калашника, радость от ввода в строй долгожданного нового учебного корпуса несколько тускнеет, когда работники интерната думают о том, что рассчитано здание на 160 человек, а в наличии чуть больше 90 ребят. В интернате учатся дети с отклонениями в развитии. Часть родителей всегда не хотела отрывать таких ребятишек от себя, хотя, по сути, это единственная для них возможность получить образование и профессиональные навыки. Сейчас появляется еще одна препона. Если раньше директора общеобразовательных школ сами направляли учеников, отстающих в развитии, на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая решала, где им учиться, то сейчас в школах не спешат это делать. Там теперь каждый ребенок на вес золота.

Ибо чем меньше в учебном заведении детей, тем меньше шансов расплатиться за коммунальные услуги и прочее.

И такая подробность: сегодня в районе четыре школы, где учатся меньше 100 учеников, и две - где менее 50. На вопрос об их судьбе А. Козловский ответил, что реструктуризацию проводить придется, подвоз детей в более крупные школы нужно организовывать, но делать это надо поэтапно, объясняя населению необходимость данных преобразований.

А вот что по поводу происходящего в современной школе думает заместитель директора Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования Марина Гурьянова: реструктуризация продиктована самой жизнью - демографический кризис, хроническое недофинансирование отрасли. Большинство из 18 регионов, участвующих в эксперименте, улучшили материально-техническое обеспечение школ, учебно-методическую базу… В некоторых регионах отремонтировали дороги, закупили автобусы. Во многих местах стали проектировать модели сельских школ, отвечающих условиям конкретной территории. Однако практически отсутствуют сведения, что при этом произошло с качеством образования, как изменились кадровая политика, финансирование. Сельские педагоги в целом реструктуризации не одобряют…