Осень муниципалов
Как известно, в октябре 2003 года был принят Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который вводит поселенческий принцип организации муниципальной власти вместо территориального. Самостоятельными муниципальными образованиями станут не только города и районы, но и села, и поселки. Кроме того, закон содержит вопросы местного значения, которые должны решаться за счет местных бюджетов и имущества, находящегося в муниципальной собственности. В полном объеме новый закон должен вступить в силу с 1 января 2006 года. Однако в июле Госдума РФ приняла в первом чтении поправку депутата-единоросса Михаила Гришанкова, согласно которой вступление закона в силу переносится на 1 января 2009 года, но регионы вправе «запускать» реформу своими законами и в более ранние сроки.
Против отсрочки выступили один из авторов реформы, полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак и помощник президента Игорь Шувалов, возглавляющий межведомственную комиссию по вопросам местного самоуправления.
Игорь Шувалов, комментируя сроки введения закона, подчеркивает, что их ни в коем случае нельзя откладывать, а успех муниципальной реформы во многом зависит от активной позиции самих граждан. По словам Шувалова, цель реформы – не ломать никого через колено, а чтобы граждане почувствовали, что могут управлять своей жизнью и бюджетными средствами, что их жизнь меняется к лучшему. В противном случае муниципальная реформа не нужна. Разграничение полномочий, когда каждый отвечает за свое, – это то, к чему надо идти. Так, федеральный центр строит федеральные дороги, губернаторы – региональные, местное самоуправление – небольшие поселковые. Центр и субъекты обеспечивают граждан медицинскими и образовательными услугами. На местном самоуправлении – ремонт школы или поликлиники.
По мнению помощника президента, основа реформы за-ключается в изменении сознания граждан, понимании их меры ответственности. Развитие местного самоуправления – это и есть развитие демократии. С тем, что затягивать с исполнением закона ни в коем случае нельзя, согласен и глава Минрегионразвития Владимир Яковлев. По его мнению, многие регионы уже готовы к муниципальной реформе. У министра есть также ответ на самый острый вопрос: откуда возьмутся деньги на местах? «По части территорий местное самоуправление можно перевести на сметное содержание, а по тем территориям, где уже основные вопросы решены, можно уже пускать и на бюджетное формирование те местные доходы, какие есть. Часто задают вопрос: а хватает ли местных налогов для того, чтобы исполнять полномочия? Сразу отвечаю: не хватает. Но их не хватает и по субъектам Федерации. Вы знаете, что из 89 субъектов Федерации на сегодняшний день 12 доноров, остальные - реципиенты. В рамках общего объема средств, которые выделяются на территории, надо перераспределить деньги таким образом, чтобы качество исполнения было лучше, чтобы был контроль», – заявил Владимир Яковлев.
Московская борьба противников и сторонников реформы продолжается. Пока же, по мнению наблюдателей, верх взяли сторонники отсрочки введения закона, организовавшие принятие Думой соответствующей поправки. Но многие думцы выступили против ее принятия, полагая, что тем самым Дума поощрит незаконопослушных, тех, кто не приступил к реализации закона. Судьбу голосования решил представитель президента в Думе Александр Косопкин, выступивший в поддержку отсрочки, после чего за поправку проголосовало и думское большинство.
Однако противники отсрочки, как выяснилось, сдаваться не собирались: в комиссии Шувалова сейчас уже подготовлены «поправки к поправке», которые в ближайшее время должны быть направлены в Госдуму. Если предложения комиссии будут учтены при подготовке проекта ко второму чтению, которое намечено на сентябрь, то «поправка Гришанкова» изменится буквально до неузнаваемости.
Думские баталии, намеченные на осень, пока еще впереди. Ставрополье же в порядке добровольного эксперимента живет по новому закону вот уже седьмой месяц. Что же думают практики, те, кому на деле пришлось столкнуться с реализацией положений закона? Глава администрации Кочубеевского муниципального района Геннадий Скарга считает, что откладывать сроки реформы не стоит:
- Мы поработали с новым законодательством, увидели его плюсы и минусы, и наш опыт во многом поможет тем, кто только начинает на своей территории реформы. Федеральный центр, конечно, не предусмотрел всех тонкостей, но этот факт можно отнести к переходным моментам, над которыми еще предстоит работать. Главная же претензия у тех, кто работает с новой законодательной базой «на земле», связана с финансами. Новые расходы ложатся бременем на бюджеты, в том числе и на краевой. Простой пример: чтобы перерегистрировать с бывшей государственной территориальной районной администрации на новую муниципальную телефон, нужно девять тысяч рублей, а взять их негде, средства на это не предусмотрены. Да и банальная смена табличек в копеечку выливается. Тем не менее считаю, что сроки реализации реформы откладывать до 2009 года нецелесообразно.