00:00, 10 августа 2005 года

Если кто-то кое-где у нас порой

Похожая история приключилась в колхозе «Степной», точка в ней пока не поставлена, но говорить о некоторых результатах, а вернее, «уроках жатвы» - пожалуй, можно. Итак, второго июля на колхозный зерноток № 1 прибыли две женщины: милиционер ППСМ Степновского РОВД Т. Токарева и стажер В. Мочайлова, как они объяснили колхозникам, - «для прохождения практики». (Позже, будучи опрошенными в прокуратуре, они сказали, что получили приказ от начальства: «находиться в помещении весовой, наблюдать за процессом взвешивания зерна пшеницы на грузовых автомобилях и сравнивать эти показания с записями в реестре взвешенного зерна»).

Поскольку председатель колхоза Н. Прилепко никого на «практику» не приглашал, то он потребовал от контролеров из РОВД предоставить какие-нибудь документы, подтверждающие законность их действий. Таких документов не было, и председатель предложил незваным помощницам покинуть производственное помещение. Они отказались, сославшись на то, что указание получено от начальника РОВД П. Лагутина и за всеми разъяснениями нужно обращаться именно к нему.

- Вскоре Лагутин приехал на зерноток, - говорит Н. Прилепко, - и так с улыбкой спрашивает у меня: «Увеличилась ли урожайность в связи с присутствием работников милиции?» Я отвечаю, что милиция на току никак не влияет ни на урожайность, ни на количество убранного зерна. После чего Лагутин спрашивает: «А они, милиционеры, тебе тут мешают, что ли?» Я говорю: «Лично мне не мешают, но могут мешать работающим здесь людям. Кроме того, подрывается мой авторитет как руководителя хозяйства». Затем начальник райотдела оставил 110 рублей «практиканткам» на воду – и уехал. На следующий день эти женщины опять прибыли на зерноток, причем, как и в первый раз, на автомобиле без номеров. Меня все эти игры в казаков-разбойников настолько возмутили, что я подал заявление в районную прокуратуру о незаконных действиях сотрудников Степновского РОВД – превышении ими должностных полномочий. Сегодня мне говорят, что был, мол, какой-то сигнал в милицию – то ли о хищении зерна в колхозе, то ли о «возможном хищении». Да сигнал можно придумать! И что теперь – в каждом колхозе или продовольственном ларьке сажать милиционера? А может быть, они теперь считают и гайки на заводах, прикрываясь «оперативно-разыскными мероприятиями»? Хороший термин, туманный, как слова в старой песне: «Если кто-то кое-где у нас порой…». Вот пришли и начали контролировать, мешая нормальному ритму работы. Коллектив нервничает. А ведь колхоз «Степной» - это негосударственное предприятие, имеющее владельцев. А еще есть такое понятие, как коммерческая тайна…

Понять возмущение председателя можно. Тем более что на момент нашей с ним беседы уже было известно, что следователь прокуратуры Степновского района А. Новиков подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции, в т.ч. начальника РОВД «в связи с отсутствием в их действиях признаков преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ» (т.е. превышения должностных полномочий). Следователь прокуратуры мотивировал свое решение тем, что «в ходе проведения проверки каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наступлении общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не установлено».

Н. Прилепко с таким решением не согласен и намерен обжаловать его в вышестоящей инстанции. Его право. Кстати, начальник РОВД П. Лагутин, которого я попросил прокомментировать ситуацию, сказал, что ничего криминального в действиях своих подчиненных не видит. Идет операция «Урожай-2005», воров немало, и этот вопрос – о недопущении хищения зерна – рассматривался на совещании в администрации Степновского муниципального района. Милицию просили помочь…

- Не знаю, чего это Прилепко так недоволен, - удивляется П. Лагутин. – Некоторые руководители хозяйств, наоборот, даже просят прикомандировать милиционеров.

Наверное, есть такие просьбы. Но милиция практиковалась на зернотоку только одного хозяйства – «Степного», которое ни о чем не просило. Этот факт мне подтвердил глава администрации района И. Мещерин.

- Есть приказ минсельхоза о сохранении зерна, - сказал он. – И было решение поставить оперативных сотрудников – присутствующих, чтобы смотреть, в каком состоянии весовое хозяйство, как взвешивают урожай и есть ли нарушения. Просто эти сотрудники… как бы мешали воровать зерно. Я считаю, тут никакого нарушения нет. Это с моего разрешения. Вот если бы мы вмешивались, если бы диктовали – другое дело...

А теперь предлагаю читателям вернуться к постановлению прокуратуры о прекращении уголовного дела, потому что в нем масса любопытных деталей, оставшихся «за кадром». Как следует из этого документа, опрошенные милиционеры Т. Токарева и В. Мочайлова дали показания, что 2 и 3 июля (это дни «борьбы с хищениями» в колхозе) они вообще не участвовали на утреннем разводе личного состава РОВД, а указание работать на зернотоку им было дано старшим оперуполномоченным ОБЭП РОВД А. Позденковым. Он и отвез их на место, кстати, на служебном автомобиле без регистрационных номеров. А. Позденков дал показания, что задействовал женщин по согласованию с начальником РОВД – «для проведения оперативно-разыскных мероприятий с целью документирования фактов хищения зерна в бригаде № 1 СПК- колхоза «Степной».

Это, конечно, хорошо продуманный ход: послать на зерноток милиционеров в форме выявлять расхитителей. Все равно что посадить налогового инспектора рядом с кассиршей в ларьке и ждать, когда она не пробьет чек. Да и машина без номеров, как выяснилось, - не для конспирации, а просто опер Е. Новиков, цитирую протокол: «…временно их снял по причине поломки креплений». Какой блеск! Теперь, видимо, всем степновским автолюбителям можно в случае чего быстро «ломать крепления»…

И, наконец, главный вопрос: почему работа милиционеров Т. Токаревой и В. Мочайловой в колхозе не была отражена в расстановке нарядов ППСМ? Получается, как бы в «самоволку» сходили. Начальник милиции П. Лагутин объяснил этот факт следователю прокуратуры «ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей сотрудниками штаба Степновского РОВД». Как говорится, без комментариев…

Но и после этого инцидента «Степной» не остался без внимания стражей порядка. Спустя пять дней, 8 июля, сотрудник ГИБДД Степновского РОВД Гайворонский задержал на три часа колонну из четырех комбайнов «Джон Дир», двигавшуюся с одного производственного участка на другой для проведения уборочной страды. Надо ли объяснять, что тут каждая минута дорога, тем более что комбайны колхоз нанял. Лишь после вмешательства главы И. Мещерина колонна была отпущена. Формальным поводом для задержания явилось то, что колонна двигалась через село без сопровождения спецмашин ГИБДД, да и заявки предварительной не было. И еще, мол, знаки предупреждающие не повесили.

- В чем вина хозяйства, - говорит Н. Прилепко, - если его поля находятся возле дорог регионального значения?! Все меры предосторожности мы приняли. Но колонну сопровождали наши легковые автомобили, не милицейские. Это так. В уборку некогда писать заявки и ждать гибэдэдэшные машины. Ведь сейчас комбайны на одном поле, а через пару часов им нужно переезжать на другое. Кому нужна эта бюрократия?! А ведь колхозу из-за простоя техники нанесен материальный ущерб, кто его возместит?

Впрочем, сам Н. Прилепко склонен объяснять пристальное внимание милиции к колхозу и собственной персоне не только «бюрократией».

Ранее местная милиция возбудила против него уголовное дело, обвинив в легализации (отмывании) денежных средств, даже в изолятор сажали. Но дело в суде (слушалось в мае этого года) лопнуло. Редкий случай: гособвинитель отказался от обвинения. Мотивировал он свое решение тем, что представленные милицейским следователем доказательства не подтверждают вины Н. Прилепко. И судья, в свою очередь, сделала вывод, что уголовное дело возбуждено незаконно, и вынесла постановление о его прекращении.

- А ведь даже не извинилось милицейское начальство, - говорит Н. Прилепко. – И после всех минувших событий как не задуматься о том, что ребята из РОВД затаили обиду?

Задуматься, конечно, можно. Но в своих бедах Н. Прилепко отнюдь не одинок. Жалобы на действия милиции во время уборочной страды постоянно поступают то из одного хозяйства, то из другого. В основном по поводу задержания техники. Вмешиваются стражи порядка и в хозяйственную деятельность сельхозпредприятий. Это подтвердил начальник гостехнадзора минсельхоза края В. Ткаченко. Впрочем, и кроме милиции хватает ведомственных контролеров всех мастей, озабоченных «сохранением» чужого урожая. Трудно себе представить, чтобы в цивилизованной стране к фермеру пришел полицейский и стал бы контролировать на току приемку зерна. Да его бы на следующий день выперли с работы и отдали под суд. А какому мэру на Западе придет в голову издавать распоряжения, касающиеся деятельности агропредприятий – уборки урожая, заготовки сена, зимовки скота?! Это чисто российское старинное «изобретение», направленное на кормление огромной армии чиновников, имитирующих бурную деятельность – к сожалению, часто во вред опекаемым хозяйствам.

А закончить я хочу одной былью, рассказанной В. Ткаченко. Это просто смех сквозь слезы. Дело было во время уборки в прошлом году. Из Ипатовского района в Кочубеевский шла колонна большегрузных автомобилей, причем в сопровождении спецмашин ГИБДД. То есть все формальности соблюдены. И тормозят эту колонну на посту в семь вечера. Не знаю уж, к чему придрались, но дальше не пускают – вымогают по две тысячи с каждого грузовика (их было девять). Водилы уперлись, звонят В. Ткаченко: выручай, дескать, гаишники беспредельничают. Тот звонит заместителю начальника краевой ГИБДД Ч. Кужелю: мол, так и так, вымогают, не пускают… Ч. Кужель берет сотрудников подразделения собственной безопасности (которые призваны бороться с оборотнями в погонах) и едет на место конфликта. Разбирается и… снимает пост. Весь! Поставил другую бригаду, а колонна проследовала дальше, к месту уборки. В. Ткаченко доложил о результате первому заместителю председателя ПСК – министру сельского хозяйства В. Гаркуше. В свою очередь, главный сельхозник тут же проинформировал губернатора. Заместитель начальника краевой ГИБДД получил от правительства почетную грамоту, говорят, ходатайствовал лично В. Гаркуша. Это был последний год работы Ч. Кужеля в гибэдэдэшном управлении. Уж не знаю, какая мораль в этой истории…