00:00, 9 августа 2005 года

Фейхоа из детского колхоза

На пожелтевшей фотографии жилистый мужчина в кирзовых сапогах совковой лопатой ворочает бетон. Так ровно 20 лет назад начиналось директорство Виктора Тельпова. Да и случилось это назначение нежданно-негаданно. Десять лет Тельпов вел трудовое обучение в школе, а на общественных началах – орнитологию в городском обществе охраны природы. Как-то на заседании совета общества Тельпов обмолвился: мол, в Кисловодске детям негде прививать любовь к природе. Члены совета, среди которых было немало уважаемых в городе людей, поддержали своего молодого коллегу, составили петицию. Ему же поручили доставить бумагу тогдашнему заведующему гороно Андрею Шевченко. Спустя несколько месяцев Шевченко пригласил учителя труда Тельпова и объявил, что назначает его директором вновь созданной станции юннатов. Виктор опешил – никакого опыта руководящей работы нет. Но отступать уже было поздно.

Начиналась станция с двух недостроенных теплиц школы № 17 и захламленного строительным мусором пустыря. Штат – директор и два преподавателя. В первый год денег на обустройство не дали ни копейки. На второй - выделили 300 рублей. Выручали комсомольцы-добровольцы. Наконец, увидев, что дело все-таки движется, станцию начали нормально финансировать…

С конца 80-х юннатская станция в русле реки Березовой уже слыла образцово-показательной. За опытом сюда приезжали не только из разных регионов страны, но и из–за рубежа. Вот, например, какую запись в Книге отзывов оставили члены немецкой делегации: «Мы рады, что в городе Кисловодске существует такое замечательное, великолепное учреждение с большим будущим. Здесь имеются все условия для воспитания у детей чувства любви к животным».

Ох уж эти наивные немцы! Большинство станций юннатов сейчас влачат жалкое существование либо преобразовались во всевозможные экологические центры, то есть непосредственную работу детей на земле, с животными подменили бумаго-творчеством. Оно и легче, и дешевле. Но Тельпов считал и считает, что станция юннатов должна быть своего рода детским «колхозом». А потому, несмотря на крайне скудное финансирование, здесь сохранили свои три гектара земли и в основном производственную базу.

…Входишь в теплицы – и в глазах рябит от буйства красок, от разнообразия цветов и плодов. Вот огромные светло-зеленые листья упираются в высоченную стеклянную крышу.

- Это банан, - поясняет заведующая учебно-опытным отделом Мария Спыну. – Самый настоящий: раз в два года снимаем плоды.

Прекрасно растет и исправно плодоносит в теплице фейхоа. На длиннющей плодоножке висит авокадо. Тянутся к свету фикусы, всевозможные пальмы. А вот и старожил этих рукотворных тропиков: агава американская.

Сохранили на станции участок лекарственных растений. Ребята своими руками выращивают мелиссу, календулу, мяту, лимонник, тмин, огуречную траву, девясил, фенхель… Гордятся здесь и своим питомником, где поднимаются выращенные из черенков туи, крохотные реликтовые деревца-гинкго, где буйно цветет фиолетовым цветом будлея и вот-вот выбросит свои роскошные соцветия сирийская мальва. Но многолюднее всего на соседних грядках, разделенных аккуратными бетонными дорожками. Это межшкольный участок по опытнической работе. Здесь по графику ребята из всех школ города сажают, пропалывают, поливают листовую свеклу, многолетний лук, капусту-брокколи и много-много других огородных диковин. Правда, не всем в радость эта школьная обязаловка. Чего не скажешь об отделе зоологии, куда ребятишек тянет как магнитом.

…В просторных вольерах снуют и о чем-то переговариваются на своем языке ткачики, всевозможных цветов канарейки, волнистые попугайчики. А сколько, оказывается, существует различных разновидностей морских свинок! На кисловодской станции всерьез намерены со временем собрать обширный генофонд этого зверька. Не только свинки, но и декоративные крысы, хомячки – любимцы детворы. У каждого грызуна есть имя, каждого кто-то из школьников ревниво опекает.

Но вот заведующий отделом Владимир Бидаров отпирает ворота, и мы заходим в крольчатник, который в свое время особенно восхитил немцев. По всему периметру под крышей вольеры, посередине дворика – лавочки, сидя на которых детвора и взрослые любовались зверьками, зарисовывали, фотографировали их. Рядом здание кормокухни. И все это пришлось прикрыть – нет денег на корма.

Вот мы и перешли к грустной части экскурсии. Куда ни глянь – везде следы хронического безденежья. В недостроенных теплицах выросли деревца. Открытые вольеры для птиц и животных уже три года стоят в состоянии полуготовности. А ведь требуются сущие пустяки: накрыть щифером крыши трех домиков, перекрыть сверху сеткой вольер для птиц, забетонировать проходы между вольерами. Вот и летний класс стоит без крыши. За несколько лет достроили актовый зал, а на какие средства провести отопление – неизвестно... А ведь за прошлый учебный год через Кисловодскую станцию юных натуралистов прошли 1200 школьников...