Цена «Золотого рубля»
Наиболее объективно оценить ситуацию способно, пожалуй, лишь само региональное руководство да представители малого и среднего бизнеса субъектов Российской Федерации. Подробнее об этом – в беседе с губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым.
- Александр Леонидович, по стране идет мощная волна подготовительных мероприятий в связи с предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию. На Ставрополье событием в этом ряду стала научно-практическая конференция «Пути и методы совершенствования государственного регулирования рыночной экономики на современном этапе». Как вы ее оцениваете?
- Как еще один возможный шаг на пути преодоления барьеров в конструктивном сотрудничестве государства и бизнеса. Ведь именно представители малого и среднего бизнеса станут участниками реального взаимодействия между государствами-партнерами внутри ВТО. Они в первую очередь ощутят на себе преимущества и болезненные удары в результате обновленных правил экономической «игры» – а того и другого, несомненно, будет достаточно. И уж тут предварительная подготовка – тщательная, квалифицированная, с придирчивым изучением всевозможных прогнозов - первое дело.
Что имеется в виду? Ну, во-первых, необходимо обеспечить способность наших предприятий конкурировать с западными партнерами, которые устремятся занять свободные ниши российского рынка в ближайшие годы. Во-вторых, создать условия и стимулы развития собственного производства. Ведь мы сейчас поставляем сырье другим странам, а затем покупаем у них уже готовые товары по завышенной цене. В-третьих, нужно усовершенствовать законодательную базу и активно развивать инновационные технологии в производстве внутри страны. В-четвертых, необходимо достижение договоренности о вступлении России в ВТО при условиях, которые будут работать на развитие региональной экономики, а не против него.
Меня, например, как руководителя и как жителя аграрного края, откровенно настораживает, что одним из основных препятствий российскому присоединению к ВТО уже в текущем году стали якобы слишком высокие, по мнению членов организации, субсидии государства сельскому хозяйству. На практике наши аграрии испытывают острую нехватку этих средств. Сокращение же объема субсидий способно серьезно подорвать опору сельскохозяйственной отрасли. Даже генеральный секретарь ВТО Майк Мур, сознавая это, высказал мнение, что в таких областях, как сельское хозяйство, члены ВТО должны проявлять большую гибкость. И дай бог, чтобы это мнение было услышано.
В любом случае, мы должны быть готовы к самым неблагоприятным сценариям развития событий. Предупрежден – значит, вооружен. Вот почему, организовывая конференцию, мы постарались сделать ее максимально масштабной и многоаспектной. Работа многочисленных секций и круглых столов проходила более месяца в ряде городов и районов края. Собран обширнейший теоретический материал, изучены практические наработки, внесены конкретные предложения, к которым следует прислушаться федеральной власти и которые мы намерены подробно рассмотреть в краевом правительстве.
Пока же, как верно заметил президент России Владимир Владимирович Путин, «бизнес и власть одинаково вяло проходят свою часть навстречу друг другу».
Требуется пересмотреть налоговую политику, необходима продуманная система для создания стартового капитала, нужно умерить излишний пыл контролирующих органов и обеспечить прочную законодательную основу развития малого и среднего предпринимательства.
- Какими же должны быть, по вашему мнению, пути и методы государственного регулирования рыночной экономики?
- Разумно сбалансированными, построенными на взаимовыгодных условиях и подчиненными единой цели – повышению благосостояния людей и стабильному развитию экономики.
Сегодня бизнес – это уже не только сугубо экономическая среда, но и важное средство улучшения социального климата. На Ставрополье это осознали уже давно, и еще до декабрьского Госсовета 2001 года, на котором президент России обозначил развитие малого бизнеса как большую государственную задачу, у нас были развернуты программы по поддержке столь перспективного сектора экономики. В 1995 году был создан Ставропольский торговый союз. Начиная с 1999 года получила развитие практика отраслевых предпринимательских объединений. Тогда же правительством края был создан Фонд поддержки предпринимательства. В 2001 году образован Союз предпринимателей края, прошли первые научно-практические конференции. Сегодня ставка делается на инновационную экономику, инкубирование бизнеса и развитие схем кредитования при сотрудничестве с банковской системой.
И все же пока в отношениях государства и предпринимателей проблем и вопросов больше, чем решений. Правительство края на своем региональном уровне хорошо это осознает и делает все возможное для снятия как административных, так и сугубо экономических барьеров. Принимаются программы по развитию и поддержке деятельности предпринимателей с соответствующим финансированием.
Ярким примером в этом ряду можно считать появление некоммерческого партнерства «Ассоциация предприятий легкой промышленности Ставрополья», деятельность которой уже приносит свои результаты.
Презентации наших лучших предприятий регулярно проходят в различных регионах страны. Особенной популярностью пользуются Дни экономики Ставропольского края. Перешагнув границы уже освоенного ими Северо-Кавказского региона, они прошли в Московской области, Самаре и даже в Тюмени.
Но есть целый ряд задач, которые регионы самостоятельно решить не в силах. Например, в компетенции федеральной власти – построение продуманной и взвешенной налоговой политики. Пока же серьезный ущерб продолжает наносить экономике края, и в том числе сектору малого предпринимательства, увод значительной доли налогов с территории Ставрополья. Только в 2005 году наш бюджет вследствие налоговых нагрузок теряет 1 млрд. 379 млн. рублей дохода. И трансферт в 1 млрд. 900 млн. руб. на этом фоне ситуацию не спасает, так как образовавшийся «плюс» в менее, чем 600 млн. рублей не способен удовлетворить финансовые запросы края.
Другая проблема. Функции контроля предпринимательской деятельности в России откровенно превалируют над ее реальной поддержкой и принимают иногда гротескный характер. По данным статистики, на одно предприятие малого бизнеса приходится в год до десятка, а то и более всевозможных проверок.
На Ставрополье мы постарались максимально снизить эту цифру, и среднее количество проверок по итогам 2004 года составило 3,5 на один субъект предпринимательства. Для сравнения: у наших соседей в Ростовской области – 8,4, в Адыгее – 7,7 и т. д. Зато на Западе такие ревизии проходят раз в один-два года.
- И все же, несмотря на все трудности, в последние годы экономика Ставрополья уверенно набирает обороты. Какова в этом, по вашему мнению, роль малого и среднего бизнеса?
- Она достаточно весома. Приведу только несколько цифр: в крае работают около 13 тысяч малых предприятий и более 106 тысяч частных предпринимателей без образования юридического лица. Количество предпринимателей, за последние два года возросло в два раза и составляет более 20% от общей численности населения, занятого в экономике края.
Край регулярно входит в пятерку лидеров страны на конкурсе «100 лучших товаров России». Прирост валового регионального продукта на Ставрополье превосходит среднестатистические показатели Российской Федерации на 2,5 процентных пункта. Мы по ряду показателей лидируем в Южном Федеральном округе. У Ставрополья по праву занимает 4 место и в рейтинге 89 субъектов страны в номинации «Золотой рубль», которая присуждается по результатам оценки доли занятых в малом бизнесе региона. По другому рейтингу ВЦИОМа, составленному на основе опроса 4350 предпринимателей из 80 субъектов России, край вошел в тройку лидеров по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
Роль малого бизнеса трудно переоценить и в плане создания новых рабочих мест, что отчасти позволяет решить проблему занятости. Важно и то, что современные предприятия активно внедряют в высокие технологии и инновации.
- Сейчас на развитие экономики в крае несомненное воздействие оказывает реализация 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для которого Ставрополье стало стартовой площадкой…
- Мы с самого начала не ограничились простым установлением границ муниципальных образований и наделением их соответствующим статусом. Новая система власти имеет к настоящему времени четко очерченный круг обязанностей и полномочий, а также собственную финансовую основу.
В условиях реализации у нас на год раньше других субъектов страны 131-го федерального закона в корне изменилось положение, когда в достижении благополучия района, города или села можно ориентироваться только на бюджетные средства. Сегодня сюда необходимо привлекать дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, которые зачастую находятся именно у бизнеса. Власть способна обеспечить предпринимателям дополнительные рынки сбыта, содействовать их продуктивной деятельности, а также созданию новых рабочих мест.
- Не могли бы вы обозначить перспективы развития малого бизнеса в крае?
- Начнем с того, что, как заметил на одном из совещаний глав субъектов Южного федерального округа полномочный представитель президента РФ в ЮФО Дмитрий Николаевич Козак, основой экономики Северного Кавказа должны стать малый бизнес, сельское хозяйство, туризм и отдых. Думаю, эти три экономических сектора легко поддаются объединению. Регион Кавказских Минеральных Вод располагает уникальным потенциалом в развитии здесь курортной инфраструктуры. Этот процесс уже вовсю идет, и в настоящее время 118 здравниц КМВ принимают более полумиллиона человек ежегодно. Однако резервы роста здесь еще значительные – мы рассчитываем увеличить эту цифру по крайней мере в два раза.
Сложившийся высокий уровень конкуренции на рынке продовольственных товаров определяет необходимость постоянного развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В настоящее время имеются реальные предпосылки динамичного развития быстроокупаемых свиноводства и птицеводства.
По итогам минувшего года немалые инвестиционные средства были направлены на увеличение производственного потенциала малого предпринимательства именно в сферах производства и переработки сельхозпродукции.
Теперь о перспективах поддержки бизнеса в крае. Впрочем, начну с более высокого уровня – федерального. Министерство экономического развития и торговли РФ предложило выделить в 2006 г. на поддержку малого бизнеса 3 млрд. руб. Мы же на уровне правительства края проводим и реализуем целевую программу «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003 - 2005 годы», среди направлений которой - создание сети организаций (бизнес-инкубаторов), обеспечивающих на льготных условиях и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей.
Подписано соглашение с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере о создании на базе краевого инновационно-технологического бизнес-центра постоянного представительства Фонда.
Успешно реализуется программа «Поддержка выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности в Ставропольском крае на 2004-2006 годы». В настоящий момент в стадии разработки находится краевая целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае на 2006-2008 годы». Планируется организовать в сентябре 2005 года конкурсный отбор приоритетных инновационных проектов малого бизнеса, в том числе с участием молодых ученых и специалистов, обеспечить их участие в выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» в Санкт-Петербурге в октябре 2005 года. Осенью мы намерены провести конференцию по венчурному финансированию и управлению инновациями на предприятиях с участием представителей Российской Ассоциации венчурного инвестирования.
- А что можно сделать для устранения пресловутых административных барьеров на пути развития малого бизнеса?
- Здесь также нужны конкретные шаги. Например, было бы логично, если бы Госдума края обратилась с законодательными инициативами в ГДРФ, чтобы снизить налоговое давление и упростить бухгалтерскую отчетность. Необходимо также, как я уже говорил, внести изменения в законодательство о порядке взаимодействия контролирующих органов федерального подчинения. Хорошо бы было использовать потенциал СМИ, чтобы способствовать внесению необходимых изменений в действующее законодательство. Возможно, создать некоммерческие саморегулируемые организации с субсидиарной ответственностью и поручить им контроль за деятельностью малых предприятий.
Оптимальным в работе министерств и ведомств, выдающих разрешительные документы, явился бы принцип «одного окна» по опыту министерств в Белгородской области, Татарстане и министерства по налогам и сборам РФ. Работа в данном направлении уже ведется.
Но главная роль, конечно же, здесь принадлежит самим предпринимателям. Их квалификация, компетентность, стремление к повышению результативности бизнеса, а еще любовь к родной земле - способны сделать Ставропольский край богаче, краше и щедрее. А это и есть, в конечном итоге, наша общая задача.