Масштабная либерализация цен в 1992 году не затронула тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Власть решила пощадить и без того ошалевшее население.

Возможно, это и была та самая ошибка, которая привела к нынешнему неудовлетворительному состоянию всего ЖКХ, потому что все более поздние попытки решить проблему поэтапно не увенчались успехом.

Принятие закона «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищного и Градостроительного кодексов знаменует собой начало нового, надеюсь, более конструктивного этапа реформирования коммуналки. В этой связи решением политического консультативного совета при губернаторе Ставропольского края была создана рабочая группа, которой поручено разобраться, чем обернется задуманная реформа для ставропольчан. В состав рабочей группы вошли всего три человека, профессионально работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Остальные пользовались в основном сведениями, полученными из СМИ, которые писали главным образом о том, что предлагаемая реформа – это прежде всего рост тарифов.

Пришлось поплотнее заняться изучением ситуации. Комиссией выделены четыре основных направления: это реформирование экономических отношений, создание механизма тарифного регулирования, организация финансовых потоков (бюджетных дотаций) и обновление материально-технической базы ЖКХ.

Как видите, тарифная политика является лишь одним из направлений и, на наш взгляд, уже достаточно проработана. Есть и соответствующие нормативно-правовые документы. Пробел касается лишь розничного рынка услуг в сфере ЖКХ. Речь об ответственности перед потребителем. Например, в Ставропольском крае отмечено множество судебных тяжб относительно того, кто же должен заниматься непосредственной реализацией потребителям горячей воды. Отсутствие принципов регулирования приводит к тому, что ценообразованием в отрасли занимается сама отрасль. По мнению рабочей группы, необходимо подготовить целый «портфель» нормативно-правовых актов, определяющих прозрачные правила игры, и в первую очередь – по услугам локальных монополий.

О других направлениях. Есть определенное отставание от федеральной программы по организации финансовых потоков по жилищно-коммунальным субсидиям для населения. Тогда как основной идеей реформы является прекращение дотирования отрасли и организация адресных дотаций малообеспеченным гражданам. Предусмотрено объединение персонифицированных социальных счетов граждан для всех видов финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг. Однако в крае жилищные субсидии и льготы пока что вы-плачиваются населению обособленными структурами.

Обновление материально-технической базы ЖКХ ограничивается в основном недостатком финансовых средств. В начале 2005 года принята краевая целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2005-2007 годы». Эта статья самая затратная. Всем памятны весенние авральные работы на водопроводно-канализационных сетях в Невинномысске, а также дни энергетического кризиса в Москве 25-26 мая текущего года. Благополучие в этой сфере будет определяться в первую очередь, на наш взгляд, квалификацией и ответственностью инженерно-технического персонала.

Но сложнее всего, по мнению рабочей группы, реформировать экономические отношения в отрасли. Это касается развития конкуренции: во-первых, в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника жилья на управление жилищным фондом между ТСЖ, ЖСК, управляющими компаниями, во-вторых, за предоставление коммунальных услуг между подрядными организациями – ремонтными, эксплуатационными предприятиями.

Вопросы их перевода на рыночные рельсы, акционирования и демонополизации в определенной степени уже проработаны краевым отраслевым министерством. Существует, правда, необходимость в некоторых уточнениях. Например, как обеспечить действенный государственный контроль при акционировании предприятий ЖКХ. Как не допустить их серийного банкротства после акционирования, что наблюдалось, как мы знаем, в сельском хозяйстве. Как избежать ухода подрядчиков в другие, более прибыльные секторы экономики… Есть над чем подумать.

Кто способен стать, образно говоря, профессиональным управдомом? Это вопрос архиважный. На начало 2005 года в крае зарегистрировано всего 303 товарищества собственников жилья, из них 169 – в домах-новостройках. Это – около 1 процента от общего фонда многоквартирных домов. При этом почти нет управляющих компаний. И тем не менее уже скоро, то есть до 1 марта 2006 года, люди должны будут определиться в этом вопросе: организовать ли товарищество собственников жилья и принять самоуправление или заключить договор со специализированной управляющей компанией. А органы местного самоуправления к тому же сроку должны передать в ведение управляющим компаниям весь «неопределившийся» жилой фонд. Но ситуация такова, что в конечном итоге может оказаться, что муниципалитетам будет некого и некому передавать, а подрядчикам – не с кем заключать договоры на предоставление коммунальных услуг. Вот почему работа по формированию товариществ собственников жилья и управляющих компаний имеет сегодня первостепенное значение.

Проблемным является состояние управленческой инфраструктуры в сфере регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Уже с 1 января будущего года предстоит передать эти полномочия органам местного самоуправления. Даже поверхностный анализ проблемы вскрывает серьезную нехватку грамотных профильных специалистов. Значит, необходима эффективная система их обучения. А пока ее нет, есть сомнения, что «тарифные» функции будут переданы в установленный срок, скорее всего – по мере готовности муниципалитетов к новой миссии.

Как уже отмечалось, фактором торможения реформы ЖКХ является недостаток нормативно-правового обеспечения. Существенное изменение жилищного законодательства требует конкретизации в подзаконных актах федерального правительства, прежде всего по полномочиям, переданным субъектам РФ и органам местного самоуправления. По оценкам экспертов, потребуется изменение и принятие новых федеральных законов, подзаконных нормативных актов в количестве более 50. И это в условиях цейтнота. А какова цена такой спешки, мы прекрасно представляем. Каков выход? Рабочая группа считает, что нужно объединить усилия всех участников реформы. Важным подспорьем в этой работе может стать участие саморегулируемого некоммерческого объединения собственников жилья. К сожалению, подобной легитимной краевой общественной структуры сегодня нет.

Для безусловной реализации всех поставленных задач необходимо, на наш взгляд, в кратчайшие сроки разработать и принять на уровне краевого закона региональную целевую программу реформирования жилищно-коммунального комплекса Ставрополья, которая бы предусматривала решение накопившихся проблем. А потому было бы целесообразным обсудить этот вопрос на очередном заседании политического консультативного совета, выслушав конструктивные предложения краевых министерств, органов местного самоуправления и депутатов ГДСК.