Валерий Калугин: Бремя собирать камни
Может быть, поэтому в народе бытует мнение, что именно эти преступления «никому не нужны!». Это заблуждение или реалии сегодняшнего дня? Как оценивает результаты борьбы с преступностью прокурор края Валерий Калугин? Ответ на эти и другие вопросы – в его интервью «Ставропольской правде».
- Валерий Владимирович, давайте начнем со странного момента нынешней жизни краевого центра. Вот уже два месяца читатели нашей газеты практически ежедневно звонят и сообщают новые душераздирающие подробности о якобы орудующем в краевом центре маньяке. Нам рассказывают об убийстве учительницы в Северо-Западном, молодой пары в районе шестой поликлиники, о почти ежедневных зверствах маньяка в парке Победы. Даже после публикации материала «Какой-то не маньяк не сексуальный!» («СП», 3.06.2005 г.), в котором сложившуюся ситуацию комментировал прокурор Промышленного района Евгений Петров, звонки продолжаются. Что на этот счет скажете вы?
- Давайте для начала обратимся к статистике. В течение мая-июня на территории Промышленного района совершены одно умышленное убийство, одно причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее его смерть, два изнасилования и шесть преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью. Убийство женщины произошло на территории стадиона лицея № 15, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью мужчины, приведшее к смерти, было совершено около дома № 5 по проспекту Юности. Оба они пока не раскрыты. Однако обстоятельства совершения этих преступлений не дают оснований полагать, что они совершены одним и тем же человеком. Маньяк не прослеживается. Согласны?
- С прокурором трудно не соглашаться. Тем более если он апеллирует к статистике.
- И оперирует фактами. Так что продолжим. Изнасилование одной женщины случилось в ее собственной квартире, изнасилование другой – в парке Победы. В обоих случаях установлены и задержаны подозреваемые.
Из шести других тяжких преступлений три уже раскрыты. Они совершены разными лицами при различных обстоятельствах, что исключает версию о причастности к ним человека с маниакальным поведением. О трех оставшихся преступлениях тоже нет основания говорить как о серийных. Так что учительницу в Северо-Западном районе не убивали, молодая пара возле поликлиники № 6 тоже не пострадала, а «почти ежедневные зверства маньяка в парке Победы» - это не более чем вымысел. В Ставрополе в течение двух последних месяцев подобные преступления зарегистрированы не были.
Криминогенность в парке Победы тоже сильно преувеличена. Хотя есть такая проблема. Сейчас там работают усиленные наряды милиции. И все же зафиксированные там за два месяца два тяжких преступления – это плохо. А еще хуже, что люди охотно поддаются всякого рода ужасам.
- На мой взгляд, причина проста. Зачастую люди просто не верят правоохранительным органам. Примеров на этот счет можно привести великое множество. И письма в редакцию – тому нелишнее подтверждение. В частности, распространено мнение, что заявлять о чем-нибудь в милицию бессмысленно – засунут в долгий ящик.
- Чего-чего, а волокиты с заявлениями граждан у нас хватает во всех ведомствах. А если преступление коснулось человека лично и обращение в милицию или прокуратуру не получило адекватной реакции, то следует прямой вывод о неэффективности их работы. К сожалению, порой у нас в чести больше победные рапорты о количестве выявленных преступлений. Но можно говорить и о том, чем же они заканчиваются для злоумышленников: то есть сколько уголовных дел направлено в суд. Ведь конечный итог в борьбе с преступностью – приговор суда. А у нас то дело до суда не доходит, то в суде «разваливается». И все из-за того, что соответствующие подразделения не выполнили должным образом требования уголовно-процессуального законодательства, следственно-оперативные группы ограничились поверхностным осмотром места происшествия, формальным допросом потерпевших. Бывает, что по уголовным делам неделями не проводится ни одного следственного действия.
- Но ведь такие недостатки есть и в органах прокуратуры?
- Есть. На последней коллегии, на которой присутствовали и вы, мы как раз об этом и говорили.
- Тогда вы в связи с публикацией в нашей газете 24 июня материала «Червонная ночь», где шла речь как раз о «следственных пробелах», очень резко говорили о нежелании «работать на месте в надежде на то, что дело заберет краевая прокуратура».
- Мы не можем забирать себе все сложные дела и спустя месяцы вытягивать их из безнадежной ситуации. Задача и моих подчиненных, и сотрудников других правоохранительных органов - создать у людей чувство личной безопасности в том месте, где они живут. А это чувство напрямую зависит от криминогенной ситуации в районе, в городе, в селе.
- А как вообще можно охарактеризовать ситуацию с убийствами и другими тяжкими преступлениями на Ставрополье?
- В целом по количеству зарегистрированных преступлений наш край находится на четвертом месте из тринадцати регионов Южного федерального округа, уступая Ростовской и Волгоградской областям и Краснодарскому краю. За пять месяцев были зарегистрированы 20293 преступления, из которых почти 70 процентов уже раскрыты. Если сравнивать с масштабами преступности в России, то Ставропольский край занимает 20-е место, а по раскрываемости – 16-е. А вот количество зарегистрированных преступлений на территории Республики Ингушетия с начала года - всего 674. Примерно столько же их происходит, например, на территории Шпаковского и Кочубеевского районов – 642 и 632 соответственно. Наибольшее же количество преступлений у нас зафиксировано на территории Промышленного района Ставрополя – 1621,с Ингушетией - почти троекратно. Думаю, комментировать эти данные излишне.
- А если говорить о структуре преступлений, она остается неизменной или?..
- К сожалению, в лучшую сторону она меняется мало. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений остается большим. С начала года их совершено 6736, среди них 146 умышленных убийств, что меньше на 13 процентов, чем в прошлом году. При этом раскрываемость данной категории преступлений составила 85 процентов (в среднем по России – 84,3 процента). На 8,8 процента сократилось число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, и на 21 – изнасилований. Одновременно значительно возросло количество преступлений, связанных с посягательством на собственность граждан и юридических лиц. За пять месяцев было совершено 1655 мошенничеств, что на треть выше показателя прошлого года, возросло количество грабежей и разбоев.
Значительно (на 43 процента) стало больше преступлений, совершенных лицами, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности. Произошел значительный рост преступлений, совершенных в общественных местах – на улицах, в скверах и на площадях, где рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 71,4 процента (в России - всего 16,8 процента).
- Вот-вот, именно то, о чем мы и говорили. На улицу хоть не выходи. Изнасилуют не обязательно, а ограбят уж точно.
- Я не стал бы так драматизировать ситуацию. Спокойствие людей, проживающих в том или ином районе края, определяется коэффициентом преступности, то есть количеством совершенных преступлений на 10000 человек. Если исходить из этого показателя, то наиболее комфортно в плане криминогенной обстановки чувствуют себя жители Предгорного и Туркменского районов, где на 10000 человек совершается 48 и 50 преступлений соответственно. Больше всего коэффициент преступности на территории Ленинского (129) и Октябрьского (114) районов Ставрополя, а также Изобильненского района (117).
Но это, конечно, далеко от идеала. А причинами, на мой взгляд, являются недостаточно эффективная работа всех территориальных подразделений органов внутренних дел по профилактике преступности, слабая оперативная работа, отсутствие четкого взаимодействия между всеми правоохранительными структурами края. Не стоит забывать и об экономической, и духовной составляющей. Нет работы, достойной заработной платы… Увы, наша российская жизнь за последние десять-пятнадцать лет разбросала столько подводных камней, что их и перечислить-то затруднительно. Нам, сотрудникам прокуратуры, выпало бремя собирать их. И никуда от этого не денешься.
- Хорошо известна деятельность прокуроров по защите прав наемных работников. Не редкостью стали иски в суды по привлечению к ответственности руководителей предприятий всех форм собственности за невыплату заработной платы. Тем не менее многие СМИ неоднократно сообщали о том, что игроки краевого футбольного клуба «Динамо» так и не получили вознаграждения по итогам прошлого года. Это нарушение их прав? Какова может быть реакция прокуратуры?
- С начала года прокурорами предъявлены в суды 60 заявлений о взыскании заработной платы в интересах тех работников, которые сами в силу объективных причин не могут защитить себя, в том числе и по причине служебной зависимости от работодателя. Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку вы-платы зарплаты. Однако она применения не находит. Приоритет отдается мерам административной и уголовной ответственности, которые являются более действенным способом устранения и предупреждения нарушений.
Что же касается футбольного клуба «Динамо», то здесь ситуация не самая простая. Напомню некоторые факты. Определением краевого арбитражного суда в марте нынешнего года в отношении фонда «Футбольного клуба «Динамо-Ставрополь» введено наблюдение. Есть проблемы и с финансированием фонда. Оно осуществляется на основании краевой целевой программы «Развитие футбола в Ставропольском крае на 2003-2005 годы». В прошлом году на финансирование футбольного клуба «Динамо-Ставрополь» в 2004 году было предусмотрено 18,6 миллиона рублей, а на 2005 год 18 миллионов. В связи с решением Профессиональной футбольной лиги об исключении футбольной команды «Динамо-Ставрополь» из состава ПФЛ минфином края на финансирование команды в 2005 году после корректировки выделяется всего лишь 4,5 миллиона рублей.
Выплата же вознаграждения игрокам по итогам 2004 года предусмотрена соответствующим положением и трудовыми договорами, заключенными ранее. Призовых должно быть выплачено 2297940 рублей. До настоящего времени это не сделано. Таким образом, нарушены требования ст. 136 ТК РФ о своевременной и полной выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работникам. Прокурору Ленинского района поручено проведение проверки по факту невыплаты игрокам футбольного клуба «Динамо-Ставрополь» вознаграждения по итогам 2004 года.
- Пока идет проверка, футбольный клуб ликвидировали. Выходит, отвечать теперь некому?..
- Долги нужно платить в любом случае. Так что и от ответственности уйти не получится.
- Так сложилось, что в последнее время жители Ставрополья, да и всей страны, мало верят людям от власти. В милиции – «оборотни в погонах», в прочих структурах – «перевертыши». Насколько свободно ваше ведомство от недостатков современного общества – взяточничества, недобросовестности?..
- К сожалению, и в наших рядах встречаются недобросовестные люди. Но мы не закрываем глаза на факты некомпетент-ности, разгильдяйства и коррупции. Например, 23 мая мною утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению следователя прокуратуры Благодарненского района в вымогательстве и получении взятки. А за день до этого заместителем прокурора края возбуждено уголовное дело в отношении двух сотрудников прокуратуры Изобильненского района, которые также подозреваются в вымогательстве и получении взятки. Сейчас оно расследуется.
- Ну вот еще один из камней современного общества.
- Такие факты, конечно, не способствуют росту авторитета прокуратуры в глазах общественного мнения. Но и замалчивать их не считаю правильным. Работники прокуратуры не с Марса прибыли, они плоть от плоти нашего общества. Если общество больно, то и прокуратура может заболеть теми же пороками. Другое дело – как можно быстрее от них избавиться. Мы принимали и принимаем меры для того, чтобы в органах прокуратуры работали достойные люди.
- Валерий Владимирович, не могу не задать вопроса и об «ивановской истории». В ней, наконец, найдены «недостойные люди», которые обидели селян Кочубеевского района?
- Идет следствие. О его результатах мы проинформируем обязательно.