00:00, 8 июля 2005 года

Черные «люди в черном»

А началось все несколько лет назад, когда в Изобильном в поле зрения сотрудников УФСБ России по Ставропольскому краю попали бывшие сотрудники службы судебных приставов Труновского района Павел Гранников, Сергей Дроздов, Александр Давыдов и бывший работник ОГИБДД этого района Юрий Шолохов.

Известно, что стражи дорог с завидной регулярностью наказывают участников дорожного движения. Штрафы – если они не уплачены добровольно – должны взыскать, понятное дело, судебные приставы. А за тем, чтобы гибэдэдэшный счет «сошелся» с судебным, следит инспектор по административной практике, который обязан обеспечить своевременное взыскание штрафов и направлять документы на должников судебным приставам.

Задумали и осуществили бравые мужики очень простую операцию. Они просто присваивали деньги штрафников, которые должны были пойти в государственный карман. Денежек преступникам перепало ни много ни мало – 60 тысяч рублей. Но сколько изобретательности пришлось проявить, сколько ловчить – просто диву даешься!

В принципе схема использовалась одна. Кто-то из приставов встречался с должником. Как правило, у того не было денег, чтобы заплатить штраф. Тогда в ход шли обещания: если заплатить часть денег прямо приставу, то об остальных можно забыть. И, знаете, платили. А государственные люди даже бумаги с печатями выдавали. И составляли акты о невозможности взыскания штрафов, не утруждая себя поиском имущества, на которое может быть наложено взыскание. Доходило и до угроз. Один из свидетелей рассказал на суде, что пристав ему сказал: «Приедут «люди в черном», которые не будут разбираться, где чьи вещи, заберут все и уедут». Под наименованием «люди в черном» он воспринял силовую структуру судебных приставов. А Шолохов при отсутствии документов, подтверждающих уплату штрафов, составлял изначально ложные справки об этом. Более того, чтобы свести концы с концами, вместо подлинных квитанций в ход шли ксерокопии с других - о реально оплаченных штрафах.

Вся эта неприглядная история всплыла на свет божий неожиданно. Исполняющая обязанности старшего судебного пристава Труновского района Н. Мелихова заподозрила неладное. При сверке данных с сотрудниками ГИБДД все ее худшие подозрения подтвердились: факт присвоения денег был налицо. Прижатые к стенке, трое из четверых написали объяснительные на имя Мелиховой и начальника ОГИБДД Труновского РОВД А. Боровлева. В них, говоря языком официальных документов, они «изложили признательные показания, изобличающие их противоправную деятельность». В письменной форме было дано и обязательство возместить нанесенный государству ущерб в полном объеме. Казалось бы, какой-то выход просматривается.

И тут последовал новый виток в этой истории. Оба начальника решили, что огласка неприглядного поведения подчиненных навредит и им в глазах вышестоящего руководства. А посему, опять перейдем к языку юридических терминов, «вместо принятия мер по изобличению преступников предложили им уволиться с работы или перевестись в другие подразделения». Что раст-ратчики и сделали. А присвоенные деньги были возвращены далеко не в полном объеме.

В рабочих документах правоохранительных структур действия руководящей двойки характеризуются как преступная связь руководства службы судебных приставов и ОГИБДД ОВД Труновского района. (На суде они оба выступали в качестве свидетелей).

Казалось, само время работало на злоумышленников. Только через два года – в конце 2003-го – все тайное стало явным. Была проведена прокурорская проверка, возбуждены уголовные дела.

А итог может и разочаровать. В апреле нынешнего года приговором Труновского районного суда Давыдов признан виновным в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286). Ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, от которого между тем этим же приговором он освобожден в связи с изменением обстановки. Суд учел, что «после совершения описанного выше преступления Давыдов А. Г. (цитирую по приговору. – В.Л.) с июля 2000-го по июнь 2003 года находился на службе в органах внутренних дел, на офицерских должностях в Труновском РОВД Ставропольского края, а с июня 2003-го по сентябрь 2004 года проходил военную службу по контракту. Принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики».

Дроздову и Гранникову повезло меньше. Обвинение им было предъявлено по двум статьям Уголовного кодекса – превышение должностных полномочий и мошенничество с использованием служебного положения. Шолохов плюс к этому «поимел» статью за соучастие. Суд счел доказанным только превышение должностных полномочий. Приговор Дроздову и Гранникову – по два года условно с испытательным сроком. Шолохов освобожден от наказания вовсе, тоже «в связи с изменением обстановки». Он, говорится в приговоре, преступление совершил впервые, относится оно к категории средней тяжести. После совершения им преступления прошло более четырех лет. За этот период он зарекомендовал себя только с положительной стороны, а поэтому перестал быть общественно опасным. Кроме того, в настоящее время подсудимый является инвалидом второй группы от заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Вот так закончилось это дело, которое громким назвать язык не поворачивается. А выводы? Думаю, их в состоянии сделать сами читатели.