Регионам нужны деньги
Обсуждаемый вопрос тесно увязан с проводимой реформой по разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти, утверждением принципов реальной ответственности и самостоятельности бюджетов. По мнению А. Черногорова, определение четкого перечня вопросов, которые должен решать субъект Федерации в рамках имеющихся у него полномочий, должно сопровождаться адекватным изменением объема средств, остающихся в его распоряжении. Необходимо определить пропорции расходных обязательств федерального и региональных бюджетов на основе закрепленных полномочий и только после этого выстраивать межбюджетные отношения.
Бюджетным кодексом РФ установлен принцип вертикальной сбалансированности бюджетов, согласно которому все доходы консолидированного бюджета России должны быть распределены пропорционально расходным обязательствам между всеми уровнями бюджетной системы страны. Однако в последние годы ясно прослеживается следующая тенденция: субъекты РФ имеют все меньше финансовых возможностей по реализации своих полномочий, а федеральный бюджет исполняется все лучше, уже с первоначальным профицитом. Достигается это именно за счет нарушения принципа вертикальной сбалансированности бюджетов.
Положение также усугубляется отсутствием четкости в определении реальных потребностей субъекта на реализацию тех или иных полномочий. Имеется в виду ситуация, когда доля расходов субъектов определяется исходя из фактического объема расходов в предыдущем периоде, в то же время не учитывается, что на исполнение, а не на декларирование обязательств необходимо гораздо больше средств, чем их потрачено фактически.
Например, за субъектом РФ закреплены полномочия по определению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. При этом существует обязательное требование, что субъект Федерации не может ухудшить положение льготников по сравнению с предыдущим периодом. Но никто не учитывает, что эти мандаты реально не исполнялись, средства на предоставление льгот в полном объеме не направлялись. Поэтому сегодня приходится в разы увеличивать статьи социальных расходов. Только на льготы по проезду в городском и пригородном автомобильном транспорте после их монетизации в 2005 году из бюджета Ставропольского края будет потрачено в 4,7 раза больше, чем в 2004 году. В целом же на реализацию социальных законов расходы увеличены в 3,1 раза, дополнительная нагрузка на бюджет края составила 1 млрд. 327 млн. рублей.
А. Черногоров считает, что сложившаяся ситуация приводит к дискредитации идей реформы разграничения полномочий, противоречит ее замыслу о самостоятельности и реальной ответственности каждого уровня публичной власти. По мнению губернатора, необходимо произвести оценку реальной потребности регионов в средствах на реализацию закрепленных полномочий и обеспечить реализацию принципа вертикальной сбалансированности при распределении доходов между всеми уровнями бюджетной системы внутри страны. Это позволит значительно укрепить самостоятельность органов местного самоуправления, сделать их деятельность эффективной и динамичной.