00:00, 30 июня 2005 года

Осторожно, двери закрываются

Лифт есть почти в каждом многоквартирном доме. Заходя в подъезд, мы первым делом сталкиваемся именно с ним – это, можно сказать, лицо каждого дома. Плохое техническое и санитарное состояние - на сегодняшний день одна из главных проблем ставропольских лифтов. Чтобы понять это, достаточно пройтись по подъездам домов краевого центра, что я и сделала. Жильцы охотно рассуждают на эту тему. Элина Абрамян, проживающая в многоэтажке по улице Макарова: «Моему дому всего два года, - говорит она, - лифт у нас еще ни разу не ломался. К счастью, все кнопки в нашем лифте металлические, но все равно их пытаются ломать и поджигать жители нашего же подъезда».

А вот Валентина Яковенко, прожившая всю жизнь в одном доме по ул. Шеболдаева, совсем не довольна своим лифтом. «Бывает, застрянешь, и неизвестно, когда тебя вытащат –рассказывает она, - однажды я просидела в лифте четыре часа! И не могла вызвать лифтера, потому что не работали кнопки. Ситуация критическая. Надо срочно принимать какие-то меры!»

История, рассказанная горожанкой, вероятно, давняя, отмечают специалисты, поскольку сейчас лифты диспетчеризированы, и застрявший пассажир сразу выходит на связь с оператором диспетчерского пункта, а тот, в свою очередь, должен направить на место линейного механика или аварийную службу. Полчаса – максимальное время, которое человек может просидеть в темноте. Основными причинами поломки лифтов являются частые отключения электричества и банальная изношенность кабин. По данным сайта lifter.ru, который располагает информацией по России, нормативный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. По его истечении, лифт может трижды пройти диагностику, после чего срок эксплуатации максимально продлевается до девяти лет. Таким образом, лифтовое оборудование не может находиться в работе более 34 лет.

По словам директора ООО «Ставропольлифт» Сергея Курилова, техническое состояние лифтов Ставрополья можно оценить как удовлетворительное,

т. е. они пригодны и безопасны для жизни людей. «Хотелось, бы конечно, облагородить кабины, - говорит С. Курилов, - но надолго ли это с нашим народом?»

Основной причиной ухудшения ситуации в лифтовом хозяйстве, по словам С. Курилова, является недостаточное финансирование. Сегодня задолженность городских ЖЭУ за текущий ремонт и обслуживание лифтов составляет около 4,5 миллионов рублей. Да еще комитет городского хозяйства задолжал 2,7 млн. рублей – за капремонт и диспетчеризацию. А по закону нельзя останавливать лифт за неуплату.

Для обеспечения безопасной эксплуатации и бесперебойной работы лифтов, по мнению С. Курилова, на диспетчерских пультах необходимо установить компьютерную систему «Обь», которая позволяет контролировать работу оборудования по 27 параметрам, а также информировать диспетчера о характере поломки. При помощи этой системы можно анализировать и прогнозировать дальнейшую работу лифта, контролировать работу машинных помещений, из которых нередко воруют оборудование. В настоящее время к системе подключено 403 лифта, из которых 325 - муниципальных.

По словам С. Курилова, замена одного лифта с демонтажем, монтажом и пусконаладочными работами стоит около 400 тысяч рублей. Он обратил внимание на то, что деньги, собираемые с населения по строке «содержание жилья», помимо всего прочего, предназначены также на текущее обслуживание и эксплуатацию лифтов, обслуживание диспетчерской связи, обследование и освидетельствование лифтов, электроэнергию и охрану диспетчерских пунктов. Однако средства на капитальный ремонт и замену лифтов в тарифе на содержание жилья не предусмотрены. В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ, все затраты на проведение капитального ремонта целиком ложатся на собственников, то есть непосредственно на жильцов.

Ольга СКОКОВА