00:00, 28 июня 2005 года

Над Градом Креста вновь сияют кресты

Вот строки из его описания:

«В нижнем левом поле щита изображен храм, выражающий образ России и представляющий Ставрополь как русский город на южном порубежье страны. В архитектуре храма узнается силуэт величественного Кафедрального собора на Крепостной горе, который долгое время был неотъемлемой частью городской среды. Традиционно Ставрополь является центром православной епархии на Северном Кавказе, в чем заключается еще один смысл сюжета с храмом».

При всей справедливости изложенного тогда, одиннадцать лет назад, сразу же возникал вопрос: как быть с тем, что Казанский собор перестал быть неотъемлемой частью городской среды. Ни для кого не являлось тайной, что в тридцатые годы XX века его безжалостно и бессмысленно разрушили лихие воинствующие атеисты, а их более спокойные преемники построили на месте храма ресторан.

До 1917 года в сорокатысячном Ставрополе было более двадцати православных храмов (только в женском Иоанно-Мариинском монастыре – пять). Следующие двадцать лет храмы отбирали у верующих, часто разрушая, пока к концу тридцатых в городе осталась только одна действующая церковь – Успенская.

В сороковые некоторые храмы были возвращены церкви, но при Хрущеве их снова отобрали. Следующие четверть века в городе Креста для православных христиан оставалось два храма – Успенский и Андреевский.

К моменту принятия нового герба к ним добавились Крестовоздвиженская церковь (один из первых храмов в городе, место упокоения известного благотворителя Игнатия Волобуева) и домовый храм Духовной семинарии. Получилось четыре храма на триста пятьдесят тысяч жителей…

И все же последующие годы показали, что думцы не ошиблись с выбором сюжета для герба. Постепенно, может быть, медленнее, чем хотелось бы, но Ставрополь начинает прирастать православными храмами. Возвращаются исторические святыни. Министерство обороны, например, освободило комплекс Преображенского храма. Сейчас он обретает утраченные черты. Вновь появились монахини в Иоанно-Мариинском монастыре. Из пяти храмов четыре здесь разрушили до основания, а здание оставшегося пока не возвращают, но обитель возрождается, несмотря на все трудности.

Возводятся и новые церкви. Храм великомученика и целителя Пантелеимона на территории больницы № 4 уже построен и в нем совершаются богослужения. Завершено создание домового храма святой мученицы Татьяны в Институте дружбы народов Кавказа. На Северо-западе действуют храмы блаженной Ксении Петербургской и преподобного Серафима Саровского. Близится к завершению возведение храма святого князя Александра Невского на улице Трунова. В стадии проекта строительство храма преподобного Сергия Радонежского на территории Северо-Кавказского государственного технического университета.

Это неполный список, поскольку сегодня число православных церквей в Ставрополе приближается к дореволюционному. Однако у этой цифры два измерения. Можно сказать, что в пересчете на душу населения церквей все равно в десять раз меньше, чем это было до 1917 года. А можно сказать и о том, что за пятнадцать лет количество храмов увеличилось в десять раз.

А ведь храм – не просто здание. Это настоящий духовный центр для жителей округи. В приходах действуют воскресные школы, здесь организуют помощь для социально обездоленных. При Успенской церкви создана классическая гимназия, где дети могут получать качественное образование бесплатно.

Возвращается в жизнь и тот самый храм, который изображен на гербе города. Осенью 2004 года началось долгожданное воссоздание на Крепостной горе кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня, спустя десять месяцев, контуры будущего храма может увидеть каждый - и не на бумаге, а в кирпиче и камне.

Так, геральдический символ становится реальностью.

Евгений БРОНСКИЙ