Меры пресечения
О результатах журналистам краевых печатных СМИ на брифинге рассказал заместитель прокурора Ставропольского края старший советник юстиции Василий Щербаков.
Результатов этой проверки ждали не только родители, чьи дети были задержаны в тот злополучный вечер. Шумиха в населенном пункте поутихла лишь к концу прошлой недели: его жителей удалось убедить в том, что прокуратура объективно разберется в произошедшем (см. «Ивановка: без страстей», «СП», 18.06.2005 г.).
Впрочем, сколь-нибудь новых фактов по этому делу на брифинге не прозвучало. Картина произошедшего, воссозданная прокуратурой края в ходе проверки, практически ничем не отличается от той, что была показана еще до ее начала на страницах нашей газеты. В Кочубеевский район отдельный батальон ОМОН ГУВД СК прибыл в соответствии с рапортом начальника управления уголовного розыска ГУВД СК и приказом командира ОМОНа. По данным прокуратуры края, вечерние оперативно-поисковые мероприятия в Ивановском (о которых начальника местного РОВД проинформировали всего за два с половиной часа до начала, а прокурор Кочубеевского района не знал о них вовсе. - Е.С.) были направлены на выявление «лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению преступлений». Кстати, в задержании ивановцев принимали участие и члены оперативно-разыскной группы, сформированной из сотрудников УУР ГУВД СК для раскрытия убийства ставропольского омоновца, совершенного в Кочубеевском районе в мае.
Основанием для задержания и препровождения жителей села в РОВД послужило отсутствие у них документов, удостоверяющих личность. При этом никакого насилия к ним не применялось, подчеркнул зампрокурора края. Это, по его словам, подтвердили и опрошенные в ходе проверки ребята, оказавшиеся в тот вечер в числе задержанных, и их родители, заявившие, что претензий к сотрудникам милиции не имеют. В подтверждение этой позиции Василий Щербаков зачитал письма главы Ивановского сельсовета и самих жителей населенного пункта в прокуратуру края. Довольно сдержанным, как мне показалось, юридически грамотным языком в них говорится, что печально известные ивановские события приобретают все больший политический характер. Дескать, намерения селян были совершенно иными, нежели описывают СМИ: родители лишь хотели выяснить, причастны ли их дети к каким-либо правонарушениям или нет, а не усугублять и без того напряженную ситуацию. «Претензий по проверкам и доставлению детей в ОВД мы не имеем: прекрасно понимаем, что в ходе таких мероприятий, которые будут носить адресный характер, будут раскрыты тяжкие преступления и предупреждены правонарушения», - говорится в письмах.
Но были среди ивановцев и те, кто от дачи объяснений прокурорским работникам по непонятным причинам отказался. Они лишь пояснили, что претензий к блюстителям закона также не имеют.
Что касается обращения в прокуратуру края уполномоченного по правам человека в СК Алексея Селюкова, то из пояснения, данного им в ходе проверки, работники прокуратуры сделали вывод, что очевидцем массового и грубого нарушения прав граждан сотрудниками милиции, о которых он упоминал в своем послании, сам правозащитник не был, а значит, и утверждать, что подобные факты имели место быть, не может. Об обстоятельствах произошедшего Селюков узнал из «Ставропольской правды» и разговоров с местными жителями.
В ходе проведенной проверки, по словам Василия Щербакова, объективных данных, свидетельствующих о совершении сотрудниками милиции преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), не установлено. Указанные действия не повлекли грубых нарушений закона и существенных нарушений прав и законных интересов граждан. Таким образом, прокуратура края приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров за отсутствием состава преступления.
Несмотря на, казалось бы, логическую развязку, ставить точку в этом громком деле пока рано. Как пояснил заместитель прокурора края, это только уголовно-правовая оценка произошедшего в селе Ивановском. Служебная проверка силами ГУВД СК продолжается, не намерены останавливаться и прокурорские работники. Не исключено, что виновные в той или иной степени еще понесут наказание. Но уголовным оно, скорее всего, не будет.
* * *
Р.S. Вчера, по нашим данным, в Кочубеевский район прибыла бригада проверяющих из МВД РФ. Цель – все та же: детально разобраться в происшедшем в Ивановке.
Есть надежда, что именно эта проверка ответит на вопросы, которые оказались «не по ведомству» на брифинге зам-прокурора края. Почему руководство ОМОНа даже не извинилось перед жителями Ивановки, предоставив эту миссию местным милиционерам? И почему прокурор района не был поставлен в известность о том, что на вверенной ему территории проводится операция спецподразделения ГУВД? Кстати, законом в обязательном порядке это не предусмотрено. Но, согласитесь, вопросы небезынтересные.