Ивановка: без страстей
И вообще, надо сказать, страсти поутихли. Признаться, у меня создалось впечатление, что они искусственно нагнетались, и немалую роль в этом сыграли коллеги-журналисты.
Были и информационные сообщения о том, что в Ивановке задержаны и избиты 38 несовершеннолетних. На самом деле, несовершеннолетних было четверо. А задержанных - около 40 человек. И за всех волновались родные и близкие. Теперь наступила хоть какая-то ясность. Во многом благодаря сходу граждан, который был проведен по инициативе руководителей правоохранительных органов района. Главное, что жители села получили гарантии того, что инцидент не останется без внимания.
В Ивановке я разговаривала с представителями четырех семей, дети которых были задержаны в тот злосчастный вечер. Трое не имеют никаких претензий к сотрудникам милиции, хотя тогда и переволновались за ребят, хлебнули и милицейской грубости, и неприятностей ночной поездки, когда забирали детей из РОВД. Нет злобы, нет обиды. Есть вера в то, что виновные будут наказаны. И даже «непримиримая» Северова (так называют Людмилу Северову, маму 16-летнего Дениса, которая и стала инициатором сбора подписей под жалобами) сказала, что никаких действий до окончания прокурорской проверки предпринимать не будет.
- Срок проверки, - говорит прокурор района Олег Федько, - продлен до 24 июня. До этого времени я не хотел бы давать комментариев, могу только обещать, что по результатам будет принято законное решение.
Сама жалоба находится на контроле не только в районной прокуратуре, но и в прокуратуре края. Туда же обратился уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, побывавший в селе. Что и говорить, событие неординарное. Это понимают все. Но совершенно безнравственной, на мой взгляд, выглядит попытка определенных сил подать происшествие в Ивановке как второй Благовещенск в Башкирии, где милиционеры действительно бесчинствовали.
В Кочубеевском районе выводы из этой истории многозначны. Полковник Истратов, например, считает, что нужно перестраивать, вернее, выстраивать на новом уровне взаимоотношения сотрудников милиции и жителей района, активнее использовать в этом местную власть. Старший участковый Ивановской сельской администрации майор Алексей Максименко говорит о том, что двух участковых на пять населенных пунктов не хватает. Мама одного из задержанных клянется, что больше не выпустит парня из дома без документов. И все поняли, что нужно чаще встречаться. Конечно, не в таких экстремальных ситуациях, а по обыденным, казалось бы, делам. Ведь претензий у ивановцев к правоохранительным органам хватает: здесь и засилие гостей из соседней Карачаево-Черкесии, и многочисленные бытовые кражи… И, напротив, у сотрудников милиции есть вопросы к жителям села. Именно отсюда дважды выдвигалась компания молодых людей, палками, битами и камнями «наводившая порядок» в соседнем хуторе Прогресс.
И есть еще одна проблема, о которой нельзя не упомянуть. Кто-то очень недобрый греет руки на этой истории. Произошедшее по-настоящему неприятно, если не сказать больше, и для самих жителей села, и для сотрудников милиции, но многие, с кем я говорила, далеки от крайностей. Как сказала Елена Шарова (ее сын Алексей тоже был задержан): «мы надеемся на нашу милицию». И все-таки одна из мам выдала мне целый список ребят, якобы избитых в милиции. Самое интересное, что в нем была и фамилия парня, родители которого напрочь отрицают этот факт. Тем не менее этот список я передала в РОВД и прокуратуру района.
Жители Ивановки уже без страстей, но небесстрастно ждут. И не стоит, убеждена в этом, рушить это хрупкое спокойствие...