00:00, 17 июня 2005 года

«Просто школа»: здесь и сейчас

Школа № 20 - не гимназия, не лицей, а просто школа. Окраинная, расположенная в Октябрьском районе среди домов частного сектора. Социальный статус большинства родителей учеников: папа – шофер, мама – медсестра. Или домохозяйка… Поэтому никто не подарит школе компьютерный класс, не приведет спонсоров для какого-нибудь сногсшибательного образовательного проекта. И хотя ее выпускники поступают в вузы, а в последнее время процент поступивших даже вырос, все же для многих здешних ребят, как считает А. Дробот, школьные годы останутся главным периодом образования и развития. Главным интеллектуальным и творческим багажом на вырост. Во всяком случае в жесткой неразберихе образовательных реформ ситуация сегодня выглядит именно так.

Возможно, именно это желание – дать ученикам как можно больше «здесь и сейчас», и подвигло педагогический коллектив включиться в эксперимент, который называется «Развитие личностного самоопределения школьников в системе дополнительного образования общеобразовательной школы». В 2000 году министерство образования края открыло на базе СШ № 20 экспериментальную площадку, которой руководит известный в крае ученый Елена Туренская.

А может, дело не только в этом. За два десятилетия своего директорства Александр Анатольевич постиг разные истины. Одна из них – если не можешь платить людям за труд достойно, то сделай хотя бы, чтоб им было интересно работать. Занимаясь экспериментальной деятельностью, учителя растут. В небольшой школе (учащихся – около шестисот) уже два педагога - кандидаты наук: сам Дробот и преподаватель географии Константин Харин; готовится к защите диссертации учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры Виктория Саданова, а еще человек семь думают о соискательстве.

* * *

В рамках эксперимента на базе школы действуют 45 детских объединений по интересам. Среди них – хореографические и вокальные ансамбли, театр кукол и театр моды, кружки технические и спортивные, изо-студии, общественные объединения «Я – ставрополец» и дружина «Дружная», научное ученическое общество «Эврика»… Большой простор для самоопределения и саморазвития детей. Лично меня тронула одна из задач, которую коллектив педагогов ставит перед собой в работе – я переписала эту фразу дословно из соответствующего официального документа: занимаясь во всех этих клубах, студиях и объединениях, ребенок должен в частности «компенсировать свои неудачи в основном образовании». Очень, казалось бы, просто, но вспомните, как редко мы прощаем собственным детям «неудачи в основном образовании». И как не умеет их прощать школа в сегодняшней гонке за фетишем успешности. Сколько искалеченных ребячьих судеб оставляют за собой эти «скачки на приз»…

А в двадцатой ученику прямо говорят: пусть ты не справился с контрольной по математике, мы все равно найдем, чем в тебе гордиться, если ты танцуешь, рисуешь или просто помогаешь первоклассникам.

Несколько раз в году в школе проходят фестивали творческих проектов. Проект может быть представлен классом, группой детей или отдельным ребенком. Поэтому они разные – от программы «мини-фабрики звезд» до склеенного собственноручно макета динозавра, которые очень нравится делать малышам. Всех выслушают, оценят и обязательно наградят в какой-нибудь номинации. Психологам, кстати, известно: после такого общественного признания дети часто начинают лучше учиться. В конечном итоге, большинство завсегдатаев «галерки», последних парт, это ведь просто ребята с заниженной самооценкой. Показать всем детям: в чем они одарены, к чему способны, что им стоит развивать для дальнейшей жизни – это больше, чем «предпрофильная» подготовка, о которой столь модно сейчас говорить. Это воспитание самодостаточного человека, который уж как-нибудь в устройстве своей жизни потом разберется.

* * *

Ставропольская СШ № 20 дружит с Невинномысской гимназией № 10 «ЛИК» - общаются директора этих учебных заведений А. Дробот и А. Калкаев, педагоги двадцатой ездят в «ЛИК» на традиционный педагогический фестиваль. В гимназии учатся ребята с повышенным уровнем интеллектуального развития, она такая одна в Невинномысске и заслуженно имеет возможность отбора детей. Конечно, «просто школе» из не самого престижного городского района за ней в этом не угнаться. Тем более число детей школьного возраста падает, как и везде…

Но вот я держу в руках сборник «Эврика» творческих работ учащихся, выпущенный средней школой № 20 Ставрополя, сборники научных статей ее учителей и вижу: они изданы по тому же принципу, что и в гимназии для «сплошь» одаренных детей. Директор Дробот умеет перенимать лучшее у других.

Читаю «Эврику» и наталкиваюсь на исследование ученицы 11-б класса Юлии Карагодиной «Влияние географического фактора на менталитет русского человека». Как его формировали большие расстояния, как - русская равнина, лесные и степные пространства… Понятно, что здесь не обошлось без трудов Ключевского, что была весомая помощь руководителя - учителя истории Ирины Чаловой. Но литературный стиль! Но тонкость и логичность изложения! Сам интерес к теме, наконец! Осмелюсь сказать, что чувства патриотизма в этой пятистраничной работе больше, чем в некоторых помпезных акциях с участием детей.

«Эврика» называется и научное общество учащихся СШ № 20. Из разговора с заместителем директора Ольгой Клименко выяснила, что посещают его около двухсот ребят, многие из которых учатся еще в школе «Поиск» и Малой академии наук городского Дворца детского творчества. Это – здешняя интеллектуальная элита, особая гордость. Например, одиннадцатиклассница Марина Смирнова, реферат которой «Оползневые процессы на Ставропольской возвышенности», выполненный под руководством учителя географии Константина Харина, был отмечен призовыми местами на научных конференциях школьников в крае и в Москве. Или Елена Белевцева, победительница краевой олимпиады по иностранному языку, вошедшая в десятку лучших на олимпиаде Всероссийской…

Интересным мне показалось то, что вовлечение в науку для многих учеников двадцатой школы начинается летом в пришкольном лагере. В нем три отряда – оздоровительный «Солнышко», коммунарский – дружина «Дружная» и отряд «Академическая практика», где все желающие могут приобщиться к научной работе, узнать, как писать рефераты, как работать с библиографией и т.д. Человек 15 в «Академической практике» набирается всегда. Их ум жаждет знаний, и во второй половине дня они ходят в музеи, библиотеки, научные архивы… Посещать этот отряд – престижно, как и заниматься потом во время учебного года исследованиями. Что, думается, очень важно для этих ребят, которых раньше в подростковой среде называли «очкариками», а теперь – «ботаниками»…

* * *

Есть в Ставрополе знаковые «педагогические» имена. Одно из них – Вячеслав Поминов, человек творческий, яркий последователь в городе и крае так называемой «коммунарской» методики воспитания. (Когда-то наша газета о нем писала). Во многом именно благодаря таким людям, как Вячеслав Алексеевич, в школах не развалились и продолжают действовать детские общественные организации и объединения, хотя период, когда они могли исчезнуть из жизни, продолжался долго. Оказывается, начинал работать Поминов именно в СШ № 20. И оставил там своего ученика, тогда старшего пионервожатого, а сейчас – внеклассного организатора Александра Донского.

Разговаривал со мной Александр Иванович неохотно. (Директор потом прокомментировал: сердился, что от детей оторвали…). Коммунарская методика воспитания, придуманная известным ученым Ивановым еще в советские времена (и тогда – полуободряемая), заключается в объединении детей вокруг какого-либо дела или серии дел. Предпочтение отдается ценностям общечеловеческим – помощь слабым, младшим, защита природы, дружба. Общественное объединение двадцатой школы называется, как уже было сказано, дружина «Дружная» - и главной своей ценностью считает дружбу. Так решили сами дети, когда отвечали на вопросы общешкольной анкеты. Объединяет дружина в основном подростков. Дел в пришкольном лагере сейчас у «дружных» невпроворот, но рассказать хочется не об этом, а о том, сколько у них открытого общения и работы каждого над собой. Например, чтение в отряде домашних работ. Темы: какой я, почему со мной дружат (или не дружат), кого я люблю (или не люблю). Когда я просматривала эти коротенькие сочинения ребят, подшитые в толстые отрядные дневники, то думала о том, как доверяют они друг другу, Александру Ивановичу, миру наконец…

Так эта «просто школа» сегодня и живет. Среди главных своих проблем директор Александр Дробот выделил одну: каждый год уходит кто-то из молодых, способных учителей. По причине низких на общем фоне жизни школьных заработков. От себя добавлю: а также по причине личностного роста, начало которого - все же здесь, в школе. Виктория Саданова, руководитель профильного дизайнерского класса, написавшая кандидатскую диссертацию по проблемам развития художественных способностей детей, вот уже два года преподавание в СШ № 20 совмещает с работой на кафедре дизайна СевКавГТУ. На мой вопрос, какой выбор сделает в случае удачной (уже близкой) защиты кандидатской, честно ответила: не знаю… Но мы все же договорились, что в ноябре она пригласит меня в школу на отчетную художественную выставку ее учеников…