«Особая стать» одного района
Марш не в ногу
- Когда в апреле 1999 года я пришел на смену Владимиру Семеновичу Катренко, – вспоминает М.Чукавин, – самым главным вопросом стало сохранение единого хозяйственного комплекса территории. Я видел, что село на коленях, уровень жизни там низкий, безработица огромная. И было совершенно очевидно, что без поддержки города, без единого управленческого центра выйти из этой ситуации маломощным и безденежным муниципальным «частичкам» просто невозможно. Тогда возникла идея объединить все поселения Минераловодского района и сам город Минеральные Воды в единое муниципальное образование. Мы обратились за поддержкой к краевым властям и получили «добро»...
В декабре 2000 года полтора десятка муниципальных образований района добровольно отказались от своей власти в пользу единого Минераловодского муниципального самоуправления, одобрив это решение на сходах и представив необходимые документы в краевую Думу. Фактически с этого момента районное самоуправление получило легитимность, и дело оставалось лишь за выборами главы районной мэрии и представительного органа. Они состоялись в апреле 2001 года, и главой минераловодского муниципального образования на пять лет стал Михаил Чукавин, возглавивший одновременно и депутатский корпус, и исполнительную власть.
Таким образом, в то время как в крае местное самоуправление было организовано по поселенческому принципу, то есть на уровне отдельных населенных пунктов, имевших уже с 2001 года собственные бюджеты, Минераловодский район (единственный в крае) представлял собой модель местного самоуправления на районном уровне и в бюджете Ставропольского края, начиная с 2001 года, проходил единым целым.
- Откровенно говоря, эту модель я позаимствовал у Лабинского района Краснодарского края. Мы в чем-то похожи, и потому успехи коллег были для меня убедительны, – говорит М. Чукавин. – Многие наши села и хутора не имеют собственной доходной базы, они, если можно так выразиться, «планово-затратны», и потому им проще и удобнее «сидеть на смете». То есть, имея определенные расходы социального, административного и иного характера, получать дотации с районного уровня. В этом, я считаю, нет ничего унизительного. Людям прежде всего нужно, чтобы работали амбулатории и школы, чтобы были проезжие дороги, работа, зарплата и так далее. Им нужна не власть сама по себе, а власть, способная организовать и обеспечить все это, имеющая не только полномочия, но и реальные финансовые ресурсы. Единство города и села как раз и помогло нам аккумулировать финансовые и иные возможности для решения проблем всей территории.
Следует признать, что во многих других субъектах РФ местное самоуправление как раз по этой причине прижилось именно на районном уровне. Теперь же, с вступлением в силу Федерального закона № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в стране начался массовый процесс образования муниципалитетов на первичном уровне – в поселках, селах, станицах, деревнях.
На территории Минераловодского района согласно требованиям 131-го закона сейчас образованы 15 муниципальных образований: тринадцать сельских и два городских (город Минеральные Воды и поселок Анджиевского) поселения. На 19 июня в них назначены выборы депутатов представительных органов. Интерес к ним велик: в общей сложности на 165 мандатов претендуют более четырехсот кандидатов, при этом в городе Минеральные Воды за 20 депутатских мест борются 97 человек.
Ясно, что М. Чукавин далеко не равнодушно следит за выборной кампанией. Избегая, по понятным причинам, острых комментариев, он ратует за то, чтобы к власти на местах пришли люди ответственные, которые «не просто хорошо агитируют, но и имеют конкретные предложения о путях достижения обещанных благ». Многих из кандидатов Чукавин знает лично не один десяток лет, и, естественно, есть у него свои предпочтения. По сути, для главы муниципального района эти выборы тоже «пробный камень». «Если по результатам выборов я не буду иметь поддержки населения через людей, представляющих мою команду, то второй раз баллотироваться на должность главы района уже не буду», – заявляет Чукавин. На вопрос об активности партий в муниципальной выборной кампании отвечает, что, хотя политиканства и много, в районе «никто особо не машет партийными флагами», потому что «город и район маленькие, и людей больше волнуют земные проблемы, а не высокая политика». Сам Чукавин беспартийный, и так, по его мнению, легче работать.
Следует отметить, что Минераловодский муниципальный район первым из муниципальных районов края зарегистрировал свой устав в Минюсте. Причем это, по словам работников юстиции, один из наиболее грамотно подготовленных документов среди аналогичных. Под изменившееся федеральное законодательство старый устав района пришлось корректировать минимально: разделили лишь должности главы исполнительной и представительной власти района. Главу же района минераловодцы по-прежнему будут выбирать на прямых всеобщих выборах. И в этом, опять-таки проявилась «особая стать» минераловодцев: все другие районы края избирают глав из числа депутатов районных советов.
- У района есть собственный пульс жизни, собственные традиции и есть свои достойные результаты. Разве это не нормально? – адресует уже мне свой вопрос М. Чукавин.
Наверное, это нормально. Особенно, если результаты действительно достойные.
Больше, выше, сильнее…
По итогам 2004 года годовой темп роста промышленного производства в районе составил 111,7%, при этом легкая промышленность вышла на отметку 144,6% к уровню 2003 года, пищевая – 123,1%, стекольная – 110,1%, в машиностроении – 110,9%. Общий объем инвестиций в основной капитал в промышленности превысил 1,3 млрд. рублей. Появляются новые крупные производственные объекты: построен мощный завод по производству и розливу минеральной воды, в октябре прошлого года пущен в строй кирпичный завод, активно модернизируется и стекольное производство, открыт крупный автомобильный сервисный центр известной немецкой марки.
- К нам в район идут инвесторы, потому что мы подготовили для них необходимую базу, – говорит М. Чукавин. – Построить в поле коробку завода – это полдела. Другая половина – подвести к ней энерго-, водо-, теплоресурсы. И мы над этим работаем на протяжении последних четырех лет. Я изначально взял в качестве курса поддержки села развитие промышленных мощностей по зональному принципу. Вот были рядом с Ульяновкой солончаки, необрабатываемая земля, а теперь там завод-гигант, и он дает работу не только ульяновцам, но и жителям Нижней александровки, Нагутского, Перевального. Построили вторую очередь другого завода, разливающего минеральную воду, и теперь там работают люди из Ленинского, Минвод, Красного Пахаря. Кирпичный завод в Утренней Долине «закрывает» Марьины Колодцы, Сухую Падину, хутора Веселый и Старотарский. Разместили в Канглах ремонтно-восстановительное управление «Кавказтрансгаза» и дали 350 рабочих мест для жителей Канглов, Побегайловки, Кумагорска.
Именно так, по мнению главы района, город может и должен помочь селянам.
К слову, в нынешнем году минераловодские власти планируют газифицировать два последних остающихся без газа сельских населенных пункта, а их в районе 56. Это, пожалуй, единственный район в крае, где идет строительство сразу двух школ (в Канглах и Красном Пахаре). Тянут нитку большого водовода «Нижнебалковский – Фруктовый», который пройдет сразу через пятнадцать сел. В Марьиных Колодцах заканчивается реконструкция бывшей школы под больницу, в которой будут обслуживаться жители одиннадцати сел и хуторов района. Под контролем у главы и другие социально значимые объекты.
Сейчас минераловодцам во многом нелегко. Оставшись в числе нескольких территорий-доноров Ставрополья, город и район испытывают значительные финансовые трудности, напряженно исполняется муниципальный бюджет. В разговоре М. Чукавин то и дело переходит на проблемы, довольно резко отзывается о постоянной смене «правил игры» в бюджетном и налоговом законодательстве, от которых страдают и муниципалитеты, и край в целом, негодует, что без финансов руководители на местах превращаются в «мальчиков для битья»… Однако, несмотря на всю остроту районных проблем, остается скорее оптимистичное впечатление. Все потому, что видны реальные, осязаемые плоды местного самоуправления на Ставрополье. Этот опыт особенно ценен не только для нашего края, но и для всей страны.